Понятие права Евросоюза
Право Евросоюза – это самостоятельная правовая система, служащая основой для осуществления европейской интеграции в самых разных областях – экономической, политической, культурной – и объединения европейских стран в один Европейский Союз.
Следует отличать право Евросоюза от европейского права и права Европейских сообществ. Европейское право охватывает правовые установления в области защиты прав человека и вопросы интеграции. Право Европейских сообществ связано с правовыми аспектами функционирования Европейских сообществ, исторически оно предшествовало праву ЕС, однако сохраняет свою особенность и сейчас. Данные системы права совпадают по многим параметрам, но все же нельзя их считать тождественными.
Право Евросоюза складывается из юридических норм, которые действуют на территории Европейского Союза, они имеют обязательную силу только в пределах его территории.
Юридическая сущность права Евросоюза и его специфика
Сущность права отражает его главные стороны, основные свойства. В отношении права Евросоюза принято различать юридическую и социальную сущность права. Юридическая сущность права состоит в месте данной правовой системы в системе юридических норм. В соответствии с историей права ЕС, можно выделить несколько периодов, когда менялась юридическая сущность права Евросоюза:
- Договор об учреждении Европейского общества угля и стали (ЕОУС): международный договор, являвшийся составной частью международного права;
- Суд Евросоюза определил ЕЭС как новый международный правопорядок, при котором государства-члены передали часть своих суверенных прав Союзу.
- В начале 1990-х гг. Суд ЕС ввел новую характеристику юридической сущности права ЕС, определив, что государства ограничили свои суверенные права в широких сферах, а субъектами права являются не только государства, но и их граждане.
Такая передача части своих полномочий вызвала обособление их правовой системы от мировой международной системы права. Право ЕС пошло по пути развития права национальных государств, когда общественные отношения возникают даже не столько между государствами, сколько со всеми объектами, в том числе с гражданами и юридическими лицами, проживающими на территории ЕС. Правовые акты стали основной формой регулирования отношений в Союзе. Они действуют без ратификации. Другая особенность состоит в том, что они распространяются на все населения, порождая права и обязанности для граждан.
Движение в сторону национального права происходит и сейчас. Однако право Евросоюза не становится национальным правом в полном смысле данного понятия, поскольку и государством он не является. Это определило право ЕС как самостоятельную систему со своими источниками права, своей формой нормотворчества и механизмами защиты.
Постепенно в правоприменительной практике Суда ЕС исчезли ссылки на международное право, что отразило объективные реалии. Такие же оценки юридической сущности права дают органы власти государств-членов ЕС. Так, во Франции при ратификации Лиссабонского договора было указано, что правопорядок ЕС существенно отличается от международного правопорядка.
Несовпадение с прежде существовавшими нормами права, которые сейчас являются классическими, дало особый характер праву ЕС. В литературе часто при характеристике права ЕС используется понятие «наднационального». Однако право ЕС все же основывается на вековой европейской правовой традиции, на их достижениях. Учитывая, что государства-члены ЕС относятся к разным правовым семьям (континентальной и англосаксонской), то право ЕС представляет собой синтез традиций обоих правовых систем.
Система права Евросоюза
Система права Евросоюза может быть представлена по-разному, в зависимости от использованного подхода.
Согласно предметному подходу право ЕС можно разделить на публичное право внутри права ЕС (административное, финансовое, конституционное), частное право (гражданское и т.д.) и комплексные отрасли (экологическое, предпринимательское и др.).
По социальному назначению или функциональному подходу в праве ЕС можно выделить институциональное право (то, которое закрепляет компетенцию ЕС и его институтов), а также материальное право, регулирующее общественные отношения в самом широком контексте.
В структурном подходе выделяют следующие группы:
- коммунитарное право – общее право, направленное на интегрирование европейских сообществ в единое целое (от фр. Communaute – сообщество). Начало было положено подписанием в 1951 г. в Париже Договора о создании Европейского общества угля и стали. Учредительные соглашения являются первой основой права ЕС;
- право Общей внешней политики и политики безопасности (ОВПБ) ЕС: еще в 1952 г. был подписан договор об учреждении Европейского Оборонительного сообщества. Однако, как полноценное направление оно было закреплено только в Маастрихтском договоре 1993 г. В задачи ОВПБ входит защита ценностей в соответствии с уставом ООН, безопасность ЕС, сохранение международного мира, повышение роли ЕС при определении внешней политики, анализ международных событий и принятие решений. Был введен пост Высокого представителя по вопросам внешней политики и безопасности.
- право СПСО (сотрудничество полиции и судебных органов в уголовно-правовой сфере): третья основа Евросоюза. Сотрудничество в данных сферах началось еще в 1970-х годах, но правовая основа была закреплена только Маастрихтским договором, а правовое положение органа закреплялось в специальном разделе договора. СПСО стало самым молодым структурным подразделением в ЕС.
- правовые основы положения человека и гражданина, которые закреплены в целом ряде европейских документов.
- шенгенское право: шенгенские соглашения об отмене паспортно-визового контроля на границе ряда государств ЕС, начало которому было положено с соглашения 1985 года. В 1999 году шенгенское соглашение было заменено Шенгенским законодательством ЕС.