Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Welfare state как сумма социокультурных факторов европейской региональной идентичности

Концепция Welfare state: исторический аспект

Зарождение концепции Welfare state относится к концу 19 века. Она отражала надежды на создание государства благосостояния, которое способно обеспечить для своих граждан высокое качество жизни. Главными разработчиками ее стали немецкие правоведы Лоренц фон Штейн и Роберт фон Моль. В таком государстве власть обязана обеспечить социальную справедливость, формальное равенство всех граждан, и решить пресловутый «социальный вопрос», облегчив положение неимущих слоев населения.

Замечание 1

Welfare state можно назвать социальным государством, институтами которого может воспользоваться каждый для решения своих проблем. При этом государство старается не вмешиваться в экономическую жизнь страны, больше занимаясь вопросами правопорядка, охраны прав и свобод, обеспечивая всеобщее равенство.

Фон Моль отмечал, что в таком государстве личность будет иметь максимально большие возможности для собственной реализации.

Концепция Welfare state впоследствии была включена в либеральную доктрину, создав в ней пространство личной свободы и самореализации, творческой свободы, что должно привести к общественному благополучию. Многочисленные ее элементы нашли свое развитие в идеях европейских просветителей. Еще Джон Локк доказал, что только свободная личность может являться основой стабильного и сильного общества. Так создается баланс общественной и частной пользы. В соответствии с идеей протестантизма личный успех человека рассматривается как интерес государства, потому последнее должно создать максимально благоприятные условия для развития человека, устранив все препятствия к этому. Таким образом, государство выполняет пассивную роль, в то время как его гражданин занимает активную позицию.

Данная концепция отрицает ничтожность человека перед богом, полагая, что человек достоин счастья, которое является естественным правом любого человека. Однако человек может быть истинно счастлив только тогда, когда его окружают счастливые люди, т.е. достижение личного счастья возможно только при совмещении его с общественной пользой.

«Welfare state как сумма социокультурных факторов европейской региональной идентичности» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Welfare state и современные европейские ценности

Идеи Welfare state создали современное понимание ценностей европейцами. В основу данной концепции положены следующие базовые установки:

  • уважение личности человека и его достоинства;
  • уважение человеческой жизни;
  • приоритет свободы человека;
  • защита прав человека;
  • равенство всех перед законом;
  • демократический характер государства;
  • терпимость к волеизъявлению.

В рамках всей Европы концепция Welfare state означает признание всеми странами Европы одних и тех же принципов, признание необходимости сотрудничества для обеспечения общеевропейской безопасности, достижения «общего блага». Для того, чтобы концепция Welfare state могла реализоваться, необходимо обеспечить конкурентную рыночную экономику, верховенство закона, контроль над властью по системе сдержек и противовесов, контроль над коррупцией, социальную справедливость в стране.

Сейчас интерес к данной концепции нисколько не меньше, чем во времена ее зарождения. Вопросы достижения «общественного блага» по-прежнему актуальны, как и проблема соотношения частного и общего блага. Современное общество поддерживает концепцию Welfare state через стремление к ликвидации коррупции, борьбу за права человека, поддержание тех политиков, которые намерены стремиться к реализации принципов Welfare state.

Welfare state и европейская идентичность

Формирование европейской идентичности – процесс длительный, который привел к тому, что современные жители европейских стран осознают себя прежде всего как европейцы, а во вторую очередь уже разделяются на национальности. Этому способствует единство истории и культуры, а также новые реальности Европы – один паспорт, одна валюта, один учебник истории. Только в последнее время на волне глобализации и интеграции начинается вновь осознание своей национальной культуры и осознание себя как части какого-либо конкретного народа, вовсе не идентичного соседу. Однако принципы свободы личности, обеспечения ее прав и демократический режим стали теми ценностями, без которых само понимание Европы уже немыслимо. Это те ценности, которые европейское общество транслирует всему миру и без которых признание себя европейцем просто невозможно. Таким образом, идеи Welfare state стали принципами европейской идентичности.

Современная идентичность европейца представляет собой сложную конструкцию, в которой верхний уровень занимает европейская идентичность, второй уровень – национальная идентичность, а третий уровень – региональная идентичность. И если национальная и европейская идентичность вполне себе существует, то региональная идентичность относится к числу возрождающихся. Региональные границы часто не совпадают с границами государств, занимая намного меньшие пространства. Исследователи иногда дополняют эту «башню идентичностей» еще одной – идентичностью мигрантов, прежде всего внешних, не являющихся европейцами, которые создают угрозу не только национальной, но и европейской идентичности. Презрительное отношение мигрантов к законам и культуре коренного европейского населения, европейской демократии и соблюдению чужих прав и свобод представляет собой серьезную проблему для европейской безопасности и требует принятия адекватных политических решений.

По типологии Г. Эспинг-Андерсена в мире реализовано несколько видов Welfare state: консервативный, социал-демократический и либеральный режимы. В Германии осуществлен консервативный вариант, в котором общество иерархично упорядочено, но присутствует высокий уровень благосостояния населения. Швеция представляет социал-демократический режим. В Великобритании воплощен либеральный вариант государства благосостояния. При этом наиболее близким к идеалу является социал-демократический вариант, который предусматривает разумную социальную политику как цель экономической деятельности государства, социальное равенство и солидарность, общедоступность социальных услуг при их высоком качестве, налоговые поступления в значительной степени идут на социальную сферу.

Дата написания статьи: 14.08.2020
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot