Общая концепция внешней политики современного Узбекистана
Внешняя политика современного Узбекистана – это внешнеполитический курс Республики Узбекистан после 2010 года.
После обретения независимости Узбекистан получил возможность самостоятельно разрабатывать и проводить свою внешнюю политику. Первая самостоятельная концепция внешней политики страны была разработана И. Каримовым и официально утверждена в 2012 году. В основу внешней политики Республики Узбекистан был положен курс на достижение мира, стабильности и сотрудничества. В 2017 году Президент страны поручил разработку проекта обновленной внешнеполитической концепции Стратегии действий. Ее основные направления в общем виде представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Базовые направления внешнеполитической деятельности Республики Узбекистан на 2017-2021 гг. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Достижение поставленных целей требует от внешнеполитического ведомства страны решения широкого спектра задач, включая сохранение и укрепление мира и стабильности в центрально-азиатском регионе, увеличение объемов и расширение географии экспорта, укрепление связей с соотечественниками за рубежом и пр. Основным внешнеполитическим приоритетом для Узбекистана остается регион Центральной Азии.
Основными принципами внешней политики современного Узбекистана считаются:
- невмешательство во внутренние дела других государств;
- уважение суверенитета других стран и признание нерушимости границ;
- приверженность сохранению мира и безопасности, а также общечеловеческим ценностям;
- открытость и готовность к сотрудничеству вне зависимости от идеологии;
- уважение прав и свобод человека;
- неприменение силы или угрозы силы;
- мирный характер урегулирования споров;
- верховенство национальных интересов государства;
- развитие внешних связей посредством заключения двусторонних и многосторонних соглашений;
- равноправие и взаимная заинтересованность в межгосударственных отношениях;
- преимущество общепризнанных норм международного права над внутринациональными законами и правовыми нормами.
Ключевыми целями внешней политики современного Узбекистана считаются продвижение национальных интересов, укрепление суверенитета и независимости страны, поддержание в регионе мира, а также создание условия для развития Узбекистана в мировом пространстве и повышения его авторитета среди других государств.
В целом справедливо говорить о том, что внешняя политика Узбекистана на современном этапе соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права, включая Устав ООН, Декларацию о принципах международного права, Всеобщую декларацию прав человека и Хельсинский акт Совещания по сотрудничеству и безопасности в Европе.
Экономизация внешней политики современного Узбекистана
В последние годы на фоне изменения базового вектора развития страны отмечается трансформация внешней политики Узбекистана. В частности, речь идет о смещении преобладавшего ранее акцента на политику безопасности в сторону обеспечения устойчивого социально-экономического развития республики.
Более значимую роль в формировании новой внешней политики Узбекистана стал играть экономический компонент. Не так давно были открыты новые рынки для узбекских экспортно-импортных операций, потенциал которых ранее использовался не в полной мере. Наибольшего прогресса Ташкенту удалось достичь в торговле с Кыргызстаном, Казахстаном и Таджикистаном.
Прямым следствием новой модели развития Узбекистана и его внешней политики стало придание серьезного импульса деловой и политической активности в центрально-азиатском регионе, а также запуск нового формата консультативных встреч лидеров государств региона. Наиболее важным итогом уже состоявшихся консультативных встреч стало подтверждение странами Центральной Азии «принципиального выбора всех стран региона в пользу наращивания взаимовыгодного сотрудничества.
Новым шагом экономизации внешней политики Узбекистана стало формирование курса на более глубокую и активную интеграцию страны в международное экономическое, торговое и финансовое пространство. Сделано в этом направлении довольно много. В частности, стране удалось расширить сотрудничество с такими международными финансовыми институтами, как:
- Всемирный банк;
- Международный валютный фонд;
- Азиатский банк развития.
Впервые в истории Республике Узбекистан были присвоены суверенные кредитные рейтинги от «большой тройки» - Fitch, Moody’s, S&P. Сравнительно недавно был запущен процесс консультаций по вступлению страны во Всемирную торговую организацию.
Гуманитарные вопросы и «мягкая сила» во внешней политике современного Узбекистана
Внешняя политики Республики Узбекистан на современном этапе предусматривает более активное использование инструментов «мягкой силы», тесно связанных с обеспечением безопасности и экономизации страны. Успешней всего «мягкую силу» Узбекистану удается реализовывать в отношении стран центрально-азиатского региона. Это, в свою очередь, позволяет существенно повысить общий уровень взаимного доверия как на официальном уровне, так и на уровне контактов граждан.
В последние годы Узбекистан активно развивает гуманитарное сотрудничество с Таджикистаном. Проявляется оно не только в сфере культуры и образования. В 2020 году Республика Узбекистан направила в Таджикистан узбекских врачей и несколько партий гуманитарной помощи. Ранее введенный между странами визовый режим в 2018 году был отменен. Теперь граждане Узбекистана и Таджикистана могут в течении 30 дней находиться на территории друг друга без каких-либо разрешительных документов.
Свою эффективность узбекская «мягкая сила» демонстрирует и в отношениях с Афганистаном. В рамках данного направления Узбекистан играет роль признанного медиатора, который продвигает единственно возможный вариант разрешения конфликта посредством проведения межафганских переговоров. Республика Узбекистан проявляет стремление оказывать Афганистану содействие в сфере подготовки новых кадров, которые будут работать в направлении расширения узбекско-афганского сотрудничества.
Важным элементом «мягкой силы» в современное внешней политике Узбекистана выступает введение более либерального визового режима. Властями принимаются меры по улучшению имиджа страны на мировой арене.