Восточное партнерство – это программа усиления взаимодействия Евросоюза с шестью восточными соседями: Азербайджаном, Арменией, Беларусью, Грузией, Украиной, Молдовой.
Политика соседства России и ЕС
Распад СССР и образование самостоятельных государств из числа бывших республик не могли не изменить позиции Европы о отношению к региону. Однако на протяжении длительного периода времени (практически все 90-е гг.) ЕС рассматривала только вопросы, связанные с созданием собственной системы безопасности, а также готовила собственное расширение на восток. Европейская программа помощи постсоветским странам также в большей степени была ориентирована на достижение энергетической и ядерной безопасности.
В 2004 году состоялось долгожданное для некоторых стран расширение ЕС на восток (принятие в состав ЕС стран Центральной и Восточной Европы). Расширение ЕС Россия воспринимала как конкуренцию. Тем более что речь шла о продвижении на бывшие территории, которые находились ранее в зоне ее влияния. Неоднородность стран-участников ЕС заметно возросла. Однако это привело к увеличению территории ЕС и изменению его международного окружения. Встала проблема необходимости налаживания отношения с данным окружением. Это отвечало в том числе проблеме безопасности.
Еще в 2003 году ЕС заговорил о «кольце друзей» вокруг своих границ. Концепция отношений с соседними государствами вылился в Европейскую политику соседства. Программа должна была содействовать не только повышению европейской безопасности, но и развитию политических, экономических, энергетических, инвестиционных связей, что станет стимулом для развития региона в целом. Однако выработать один подход в отношении ко всем сопредельным странам в ЕС не получилось. Как указывал К. Смит, вместо «политики соседства» Европа проводила «политику для соседей», т.е. продолжала развивать двусторонние отношения с конкретными лидерами и странами.
Министр иностранных дел Германии Ф. Штайнмайер замечал, что если Европа не укрепит правовую и экономическую систему в соседних государствах, то она скоро окажется в ситуации импорта нестабильности. Для решения данного вопроса предлагалось углубить взаимодействие стран, в том числе более широко привлекать Россию к решению европейских проблем. Наиболее успешно сотрудничество развивалось в сфере энергетики. «Восточное партнерство» представляло собой попытку наладить горизонтальные связи между странами в виде реализации различных тематических программ.
В 2009-2010 гг. проводились следующие программы:
- интегрированное управление границами;
- поддержка малого и среднего бизнеса;
- энергетические рынки и энергетическая безопасность;
- борьба с катастрофами;
- охрана окружающей среды.
Попытка Европы усилить интеграцию в регионе вызывала обеспокоенность России, поскольку угрожала ее традиционным интересам на постсоветском пространстве, в том числе реализации таких проектов, как создание Таможенного союза.
Причины столкновений интересов ЕС и России
Несмотря на пропагандируемое стратегическое сотрудничество России и ЕС реализация теоретических конструкций встречается с рядом препятствий. Прежде всего, нет определенности в либерально-демократических ценностях. Для ЕС вопрос демократических ценностей является одним из ключевых. Именно на такой базе ЕС реализует свою внешнюю политику, демократизации общества в постсоветских странах ЕС уделяет большое внимание. Однако это создало для таких стран ситуацию выбора между двумя крупными интеграционными центрами (например, для Украины в свое время), но такая ситуация была создана искусственно. Внешняя политика России всегда была больше прагматически ориентированной, поэтому она стремилась как можно чаще подчеркнуть искусственность противопоставления «европейских» и «российских» ценностей.
Кроме того, предлагаемые программы сотрудничества не отвечают потребностям обоих сторон. Между ЕС и Россией слишком много недоверия друг к другу, а некоторые страны так и вовсе рассматривают Россию как угрозу собственной безопасности.
ЕС не желает рассматривать и принимать Россию как самостоятельного и сильного игрока на международной арене. Сказывается в том числе проблема взаимозависимости от российских энергопоставок. ЕС, прикрываясь красивыми лозунгами, одновременно пытается добиться увеличения гарантий увеличения поставок газа из России и одновременно ищет новые источники газа и поставщиков.
Концепция российско-европейских отношений
Современные отношения России и ЕС характеризуются крайней противоречивостью. После введения санкций ЕС в отношении России с 2014 года многие сферы взаимодействия была заморожены или сильно сокращены. Но тем не менее, и Россия, и ЕС признают друг друга в качестве ключевых партнеров. Осознание того, что решать многие проблемы на международной арене необходимо только совместными усилиями, присутствует. В программной статье «Россия и меняющийся мир» В.В. Путин заявил о том, что Россия остается частью европейской цивилизации, понимая под этим не только христианство, но и сложившиеся культурные, политические и экономические связи, в том числе взаимозависимость народов Европы в целом.
Изменения в концепции российско-европейских отношений сильно изменились после 2014 года в связи с событиями в Крыму и на Украине. Присоединение Крыма рассматривается не иначе как аннексия, проведение референдума о добровольном присоединении игнорируется. Европарламент «критически пересмотрел» свою позицию относительно России и принял решение исключить страну из числа стратегических партнеров. Против России был введен целый пакет санкций. Саммиты Россия-ЕС перестали проводиться.
На сегодняшний день отношения России и Европы находятся на одном из самых низких уровней. Кризис определяется следующими причинами:
- экономическими и дипломатическими санкциями;
- «заморозкой» официальных и неофициальных переговоров;
- хронической конфронтационной риторикой;
- отсутствием доверия друг к другу.
Эксперты крайне пессимистично смотрят на скорое восстановление былого уровня отношений. Кризис в отношениях ЕС и России перешел в хроническую и вялотекущую форму, что подчеркивается складыванием некого статуса-кво на Украине. Однако стоит отметить, что количество встреч, проведенных президентом России В. Путиным и министром иностранных дел С. Лавровым с лидерами стран ЕС заметно возросло после 2018 года. Таким образом, «полное замораживание» встреч с Европой не было реализовано. Россия настроена на диалог и готова выполнять взятые на себя обязательства в рамках Минских договоренностей. ЕС не так давно осознали, что ответственность за не разрешение ситуации лежит в том числе на Украине. Это дает надежду на возможность урегулирования главных вопросов столкновения и возрождения былого сотрудничества.