Социокультурные факторы в системе международных отношений
Социокультурные факторы – это преобладающие в обществе жизненные ценности, установки и культурные традиции.
Социокультурные факторы формируют социокультурную среду, которая оказывает определяющее влияние на развитие взаимоотношений между современными государствами и их субъектами. Социокультурная среда оказывает влияние на различные сферы общественной жизни, включая:
- общую область культурных знаний;
- социализацию;
- удовлетворение потребностей в досуге;
- художественную и эмоциональную сферу восприятия действительности.
По сути, социокультурная среда определяет нравственные ориентиры индивидов, программы их поведения в обществе. Основные способы достижения успеха в управлении культурными различиями современного мирового сообщества в общем виде представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Способы обеспечения успешности управления культурными различиями. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Социокультурная среда не может не оказывать влияния на развитие двухстороннего и многостороннего взаимодействия субъектов международных отношений. В значительной степени факторы социокультурной среды предопределяют:
- характер межкультурного взаимодействия;
- направления и механизмы политического сотрудничества;
- особенности построения и развития торгово-экономических связей;
- специфику отношений в гуманитарной сфере.
В рамках изучения социокультурных факторов имеет смысл рассматривать отношения между Россией и Германией и, в частности, их экономическую составляющую. Стоит отметить, что российско-германское сотрудничество имеет свою историографию, приоритетная роль в которой на протяжении уже многих лет отводится экономическим факторам в то время как культурологические явления играют второстепенную роль.
Социокультурно сотрудничество между Россией и Германией в целом подчинено законам социокультурной динамики. Имеет оно цикличный характер и постепенно развивается, как на мезо-, так и на микроуровнях. В частности, речь идет о сотрудничестве российских и германских регионов, органов власти, предприятий и общественных объединений.
В целом справедливо говорить о том, что развитие социокультурного взаимодействия российских и германских регионов способствует улучшению межгосударственных отношений и обеспечивает взаимопроникновение двух культур.
Воздействие социокультурных факторов на российско-германские экономические отношения
Современный мир все более характеризуется усилением глобализации и растущей интернационализацией всей международной жизни и, особенно, экономической сферы. В таких условиях влияние социокультурных особенностей на экономические отношения между странами становится все более очевидным. Эффективность функционирования компаний на международном рынке теперь в значительной степени определяется пониманием внутренней деловой культуры страны и умением подбирать рычаги к взаимодействию с иностранными партнерами. Понимание национальных особенностей государств становится мостом для преодоления барьеров межкультурной коммуникации, которые могут стать преградой на пути высокоэффективного экономического сотрудничества. Именно поэтому влияние социокультурных факторов на российско-германский диалог заслуживает особого внимания. Наиболее ярко это влияние прослеживается в торгово-экономической сфере.
Эксперты говорят о том, что многие российские компании (как малые, так и средние) при выходе на рынок Германии помимо трудностей, связанных с анализом типовых условий нахождения в нем и рыночной среды в целом, довольно часто сталкиваются с проблемами, вызванными недостаточностью изучения деловой культуры Германии. Такие компании нередко пренебрегают услугами бизнес-консультантов и упускают возможность грамотного согласования российских и немецких методов работы, что, к слову сказать, имеет просто огромное значение для проведения бизнеса на территории ФРГ.
Согласно статистике порядка 90% всех сотрудников, работающих на российских предприятиях Германии являются немцами. Соответственно крайне важно для российского бизнеса использовать методы управления персонала, адаптированные к национальным особенностям. Все это требует внимательного и глубокого изучения особенностей деловой культуры ФРГ.
Одним из примеров социокультурного фактора, оказывающего влияние на экономические отношения между РФ и ФРГ, выступает негативное отношение в Германии к бизнесменам из России. По некоторым оценкам порядка 35% немцев недолюбливают русских и подозрительно относятся к деятельности российских компаний. Подобного рода мнения бытуют среди немцев в виду наличия годами формируемых стереотипов в отношении представителей российской культуры. После распада СССР появились так называемые «новые русские», демонстративно расточающие наличные деньги в Европе, что резко контрастирует с немецким понятием о бережливости. Расхождение во взглядах вызывает нежелание общаться и вести совместный бизнес. Кроме того, в ряде научных работ российских авторов указывает на распространение в Германии стереотипов отождествления русских с организованной преступностью. Таким образом, многие немцы видят в русских своеобразных мафиози, приезжающих в их страну делать криминальный бизнес.
Стоит, однако, отметить, что наряду с негативными стереотипами относительно представителей русской культуры у немцев есть и положительные впечатления о них. Так, например, немцам импонируют сердечность русских, их способность к сопереживанию и теплота в отношениях. Это способствует плодотворному сотрудничеству между странами.
В целом справедливо говорить о том, что даже несмотря на наличие серьезных расхождений в отношении жизненного восприятия представителей немецкой и российской деловой культуры, торгово-экономические отношения между Россией и Германией демонстрируют положительную динамику развития.