Миротворчество и миротворческие миссии ООН
Миротворчество – это объединение усилий человечества по устранению военных конфликтов.
Миротворческая деятельность имеет три фазы:
- доконфликтное миротворчество;
- миротворчество в процессе конфликтной ситуации;
- постконфликтное миротворчество.
В первом случае речь, как правило, идет о реализации превентивных мер, включающих в себя весь набор средств, за исключением военных, а именно: политику, дипломатию, экономические меры. Во втором случае производится более активное примирение двух сторон. Вслед за достижением определенных соглашений осуществляется миротворческая операция, будь то операция по поддержанию мира, если сторонам удалость договориться, или операция по принуждению к миру, если договориться не удалось. После вооруженного конфликта наступает третья фаза – постконфликтное миротворчество. На данном этапе производится восстановление государственного порядка, работы государственных органов и полиции.
Несмотря на то, что основополагающей целью создания Организации Объединенных Наций считается поддержание мира и безопасности, у ООН отсутствуют собственные миротворческие силы, работающие на постоянной основе. В то же время Организация реализует множество миссий по поддержанию мира. Для того, чтобы направить и развернуть миротворческие силы в какой-либо горячей точке, объявляется своего рода тендер, участие в котором принимают 124 государства мира, имеющих членство в Организации. Им предлагается выделить воинский контингент, который позже объединяется в контингент миротворческих сил ООН, разворачиваемый в той или иной миссии. Одним из государств, активно участвующим в проведении миротворческих миссий ООН выступает и Российская Федерация.
Стоит также отметить, что раньше все миротворческие операции проводились исключительно под эгидой ООН. Сегодня же ситуация несколько изменилась. Есть две основные модели проведения миротворческих миссий – под эгидой ООН либо под эгидой региональных организаций. Так или иначе, ни одна страна мире не может проводить миротворческую операцию в одностороннем порядке.
Место и роль России в миротворческих миссиях ООН
Российская Федерация официально является постоянным членом Совета Безопасности ООН и несет ответственность за поддержание мира и безопасности на планете. Фундаментальную основу создания миротворческих контингентов РФ, порядок и принципы их применения определяются на законодательном уровне. Принципы использования российских миротворцев за рубежом зафиксированы в Концепции внешней политики РФ и в Военной доктрине нашей страны.
Россия официально принимает участие в миротворческих миссиях под флагом Организации Объединенных Наций с 1973 года. За это время российские миротворцы успели побывать в десятках горячих точек на различных континентах мира. Несмотря на это российское «дело мира» сегодня переживает далеко не самые лучшие времена. Россия не входит в первую десятку стран по количеству военных наблюдателей ООН.
Согласно официальным данным по состоянию на конец августа 2020 года в состав миротворческих сил ООН входило 70 россиян, из них:
- 26 военных наблюдателей;
- 25 участников полицейских миссий;
- 19 офицеров штаба.
По общему вкладу в состав сил миротворческих миссий ООН Россия занимает 69 место из 124.
Начиная с 1992 года, российские военнослужащие включены в Коллективные силы по поддержанию мира в СНГ, а с 2007 года – в миротворческий контингент ОДКБ (Организации Договора о коллективной безопасности). Сегодня роль России в миссиях ООН по поддержанию мира сводится преимущественно к участию россиян в качестве военных наблюдателей и полицейских (последние – от МВД РФ).
В последние годы военнослужащие вооруженных сил Российской Федерации наравне с другими членами международного сообщества неоднократно принимали участие в ликвидации или предотвращении межнациональных и междоусобных конфликтах как на территории республик бывшего Союза, так и в странах дальнего зарубежья. Не менее важным аспектом участия РФ в международной миротворческой деятельности сегодня выступает направление в миссии ООН военных наблюдателей.
Начиная с 1974 года в Советском Союзе офицеры-миротворцы готовились для участия в миротворческих операциях ООН на Высших офицерских орденов Ленина и Октябрьской Революции Краснознаменных курсах «Выстрел». Начиная с 2005 года, подготовка российских военнослужащих к участию в операциях Организации Объединенных Наций по поддержанию мира осуществляется на базе в Рощино, Самарская область.
История миротворчества в РФ
Российская Федерация после распада Советского Союза вступила в права его государства-наследника и продолжила участвовать в миссиях ООН по поддержанию мира. К моменту распада СССР представители России находились в составе групп военных наблюдателей ООН в следующих регионах мира:
- Югославия;
- Ближний Восток (Израиль, Ливан, Сирия, Египет, граница Кувейта и Ирака);
- Западная Сахара;
- Камбоджа.
После прекращения существования СССР Российская Федерация активно включилась в миротворческие процессы на территории Содружества Независимых Государств (СНГ). В 1996 году Советом Федерации было принято решение об отправке в Косово 3,6 тысяч миротворцев. Миссия эта продлилась до 2003 года.
Российские миротворцы в составе миссий ООН посещали такие страны, как Либерию, Анголу, Бурунди, Руанде, Эфиопию, Мозамбик, и др. Активное участие воинские формирования ВС РФ принимали в операциях ООН по поддержанию мира в Сьерра-Леоне в 2000-2005 гг. В 2006-2012 гг. российскую авианосную группу миссии ООН направили в Судан. На протяжении 2008-2010 гг. российские вертолетчики принимали участие в миротворческих операциях в Чаде.
И по сей день Российская Федерация продолжает принимать активное участие в проводимых под эгидой ООН операциях по поддержанию мира. Основные миротворческие миссии ООН, в которых участвует/участвовала Российская Федерация, в общем виде представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Участие российских миротворцев в миссиях ООН в 2020 году. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В будущем Россия не планирует прекращать участие в миротворческих миссиях ООН.