Российско-украинские отношения с 1992 по 2013 годы
Россия и Украина являются странами с значительными историческими связями и общим прошлым. Украинское национальное самосознание взращивалась в рамках Российской Империи не без поощрения со стороны официальных властей, а после революции 1917 года Украина вошла в число Советских Социалистических Республик, объединив свою историческую судьбу с Россией еще на 75 лет.
Вместе с тем уже с 1992 года политические элиты Украины, как и других бывших социалистических республик, продемонстрировали стремление к строительству независимого государства с самостоятельным политическим курсом, что неизбежно влекло за собой возникновение конфликтов и столкновение интересов в русско-украинских отношениях. Основными камнями преткновения в 90-е годы были следующие вопросы:
- принадлежность Крыма и Севастополя;
- вопрос о поставках энергоносителей на Украину;
- вопрос о разделе военного имущества и Черноморского флота;
- проблема госдолга и иностранных активов СССР;
- проблема ядерного оружия СССР размещенного на территории Украины.
Решению данных вопросов были посвящены политические взаимоотношения стран в 90-е годы. Значительным успехом российско-украинских отношений являлось достижение договоренностей в области отказа Украины от ядерного оружия (передача последней боеголовки российской стороне состоялась в 1996 году), а также принятие Украиной российского предложения по взятию на себя как долгов, так и активов СССР.
Достаточно острым и неоднозначным было решение крымского вопроса. Российская сторона признала незаконным передачу Крыма Украине в 1954 году. Референдум о статусе Крыма привел к формированию Республики Крым, которая вошла в состав Украины на договорных отношениях. Однако в дальнейшем украинская сторона методично урезала объем автономии и прав Крымской Республики, а российская сторона не проявила заинтересованности в поддержки пророссийских политических сил Крыма.
В период президентства В. Ющенко (2005-2010 гг.) на Украине наиболее явно проводилась антироссийская политика, связанная как с международной деятельностью Украины (сближение с НАТО, курс на евроинтеграцию, деятельность в составе ГУАМ, поддержка Грузии в рамках пятидневной войны), так и непосредственно с российско-украинскими отношениями (газовые войны, вопрос Севастополя и ЧФ).
В период президентства В. Януковича (2010-2013 гг.) в российско-украинских отношениях обозначилась положительная динамика, выразившаяся в большом объеме совместных договоров и контрактов, а также высоком уровне контактов российских и украинских элит.
Отношения России и Украины в период кризиса 2014 года и после него
В конце 2013 – начале 2014 года на Украине разразился политический кризис, который вылился в беспорядки, погромы, вооруженное противостояние с правоохранительными силами Украины и в конце концов силовое свержение существующей власти. Действующий президент В. Янукович бежал в Россию опасаясь за собственную жизнь и безопасность. В самой Украине действовали праворадикальные группировки и политические движения, осуществлявшие в том числе грабеж и дискриминацию русского и русскоговорящего населения.
Политические перемены на Украине вызвали недовольство населения ее юго-восточных регионов, исторически наиболее связанных с Россией и наибольшей долей русского населения.
Итогом опасений за свою дальнейшую судьбу в рамках Украинского государства стал референдум в Автономной Республике Крым, на котором было принято решение о присоединении к России, а также стремление Донецкой и Луганской областей сначала к автономии, а позже к независимости от Украины.
Россия со своей стороны задействовала вооруженные силы для обеспечения безопасности российских военнослужащих и населения в Крыму, а также возможности проведения референдума. Также российские добровольцы приняли участие в вооружённом конфликте между восточными областями Украины и центральным правительством, со стороны России осуществлялась поставка гуманитарной помощи и грузов.
Данные действия послужили основанием для обвинения российской стороны в вооруженной агрессии и стремлении уничтожить украинскую целостность и государственность, которые были поддержаны США, ЕС и их международными партнерами. В отношении РФ были введены значительные политико-экономические санкции.
Вместе с тем, при поддержке лидеров европейских стран начался переговорный процесс по урегулированию ситуации на востоке Украины, получивший название «нормандской четверки» в которую вошли:
- Россия,
- Украина,
- Франция,
- Германия.
Результатом ее работы стала выработка «Минских соглашений» содержащих дорожную карту разрешения конфликта. Однако за прошедшие шесть лет существенного прогресса в выполнении договоренностей не было достигнуто. Украинская сторона настаивает прежде всего на получении контроля над восточными территориями и русско-украинской границей, в то время как демонстрирует на всех уровнях, что не собирается выполнять оставшийся объем договоренностей о предоставлении областям автономии, политической амнистии участников событий и т.д. Российская сторона придерживается прямо противоположного взгляда на порядок осуществления «минских» решений.
Перспективы изменения российско-украинских отношений
Перспективы того, что российско-украинские отношения сдвинутся с мертвой точки в сторону постепенного разрешения конфликтов, связаны с прошедшими в 2019 году выборами на Украине и приходом к власти президента В. Зеленского. С одной стороны, В. Зеленским был предпринят ряд позитивных шагов, в частности между российской и украинской стороной был проведен обмен пленными лицами в формате «35 на 35», а также российская сторона вернула украинские военные суда задержанные в ходе провокации в Керченском проливе. С другой стороны, В. Зеленский продолжает антироссийский курс в международной политике Украины, продолжая рассматривать Россию как агрессора и непосредственного участника конфликта на востоке Украины, обвиняя СССР в начале ВМВ и «Холокоста», поднимая вопрос о продлении и расширении антироссийских санкций.
На данный момент серьезных тенденций к улучшению российско-украинских тенденций не наблюдается. В. Зеленский имеет довольно слабые позиции не только на международной арене, но и в самой Украине, и не может выполнить роль стратегического и долгосрочного партнера, развивая отношения с которым Россия сможет выстроить путь оздоровления двусторонних отношений.