Страны Балтии в контексте международных отношений
Страны Балтии (или прибалтийские страны) – это часть Северной Европы, представленная тремя современными, расположенными на восточном побережье Балтийского моря странами – Эстонией, Латвией и Литвой.
В современном мире этот термин часто используется в геополитике для неофициального обозначения трех северо-восточных государств – Латвии, Литвы и Эстонии, имеющих выход к Балтийскому морю (рисунок 1). Иначе их называют «балтийскими нациями» или просто Прибалтикой. На Западе Балтийский регион граничит с Польшей, на юге – с Беларусью, а его восточная часть примыкает к России. Ранее страны Балтии входили в состав Советского Союза, однако на сегодняшний день они обрели независимость, вступив на самостоятельный путь развития.
Рисунок 1. Страны Балтии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Согласно позиции Всемирного банка эти государства относятся к категории стран с высоким уровнем дохода. Кроме того, они характеризуются очень высоким индексом человеческого развития. Наличие выхода к Балтийскому морю обеспечивает крайне выгодное географическое положение стран Балтии. Использование морского пути позволяет выстраивать выгодные торговые отношения с мирными и нейтральными странами Европы, такими, например, как Швеция и Финляндия.
Страны Балтии относятся к категории малых государств, из которых по большей части и состоит вся международная система. Несмотря на то, что малые государства Балтии не способны сравниться или превзойти по влиянию более крупные державы, они также могут оказывать влияние на функционирование международной системы в целом. В то же время их стратегическое поведение отличается высокой степенью зависимости и низкой готовностью к риску. Нередко они становятся бенефициарами международных институтов.
Правительства стран Балтии принимают активное участие в парламентском и межправительственном сотрудничестве. Имеет место быть частное сотрудничество в сфере внешней политики и политики безопасности.
Все три прибалтийских государства являются активными участниками современной системы международных отношений. Они входят в целый ряд международных организаций, в том числе в такие интеграционные объединения, как:
- Европейский союз;
- Еврозона;
- Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР);
- Североатлантический альянс (НАТО).
Стоит отметить, что с самого первого дня обретения суверенитета от СССР страны Балтии уверенно вступили на путь интеграции в европейское общество. Как и другие малые государства они стремятся к вступлению в стратегические международные альянсы и общеевропейские институты, что позволяет им успешно реагировать на внешние и внутренние вызовы.
Особенности поведения малых государств на международной арене на примере стран Балтии
В последние годы в системе международных отношений наблюдается ярко выраженный рост внешнеполитической активности отдельных акторов и усложнение их общей структуры. Свое место среди них занимают и малые государства Балтии.
После распада Советского Союза перед малыми государствами Балтии встал непростой выбор – остаться с Россией или примкнуть к Западу. В силу целого ряда причин прибалтийский страны выбрали второй путь развития и начали предпринимать активные попытки сближения с западноевропейскими государствами. Уверенно встав на путь европейской интеграции, малые страны Балтии провозгласили своей главной стратегической целью «Возвращение на Запад». Так начался их путь к суверенному развитию, обеспечению экономического процветания, безопасности и права голоса в международных делах.
В большинстве своем страны Балтии, как и многие другие малые государства, предпочитают использовать многосторонность в качестве способа влияния на участников международных отношений и средства сдерживания более крупных государств. Свою линию поведения на международной арене они выстраивают таким образом, дабы получить выгоды от интеграции с Западом, поддерживая при этом мирные отношений с Россией. Важная роль отводится участию малых государств Балтии в международных организациях. Это не только расширяет их ресурсный потенциал, но и дает стимул для дальнейших внутренних преобразований, а также позволяет принимать активное участие в решении международных вопросов на региональном уровне.
В целом малые государства наиболее чувствительны к изменениям, происходящим в международной системе, отсюда вытекает их повышенное внимание к событиям, происходящим на международной арене. Согласно традиционному реалистическому взгляду, малые государства находятся в невыгодном положении в международной системе и имеют меньшую представительную способность к участию в обсуждении пунктов международной повестки дня.
Как и другие малые государства, страны Балтии нередко сталкиваются с препятствиями, связанными с их размером. Определенные трудности наблюдаются в различных условиях переговоров, а также при наращивании потенциала и формировании стратегий, применяемых для влияния на результаты международных переговорных процессов. К числу прочих трудностей, с которыми приходится сталкиваться малым государствам Балтии на международной арене, могут быть отнесены:
- неспособность задавать тон в международных отношениях;
- малый вес в группе;
- высокий уровень внешнеполитической зависимость;
- давление со стороны других акторов системы международных отношений.
В целом справедливо говорить о том, что малые государства Балтии придерживаются стратегии балансирования на международной арене, которая может быть выгодна не только крупным странам, объединяющимся с более слабыми участниками международных отношений. Прибалтийские государства сумели доказать, что будучи малыми с точки зрения территории, можно эффективно продвигать свои геополитические интересы не только внутри своего региона, но и в глобальном масштабе, находясь в составе мощного политико-экономического объединения, и использовать его ценности, приоритеты и стандарты себе во благо.