Сфера сервиса
Сфера сервиса – это часть национальной экономической системы, которая занимается оказанием услуг различного характера.
Это обобщающее понятие для категории нематериальных товаров, которые производятся и реализуются предприятиями и физическими лицами для извлечения прибыли. К данной сфере относят образование, медицинские услуги, бытовое обслуживание и культуру.
Считается, что увеличение доли сектора услуг является показателем того, что страна находится на этапе становления постиндустриального общества, когда добавленная стоимость формируется за счет интеллекта, а не физической силы. Развитые страны более половины своего валового продукта создают в сфере услуг.
Обслуживание и социальная сфера – два компонента сферы сервиса. Обслуживание оказывает услуги самым разным отраслям экономики.
Долгое время в истории цивилизации существовал только товарный обмен. Но эволюция отношений, появление финансовых инструментов, денег, развитие научно-технического прогресса способствовали появлению принципиально новых отраслей экономики, в том числе, развитию сферы услуг. В 21 веке на первый план выходит потенциал и возможности человеческого интеллекта. Использование нестандартных подходов к решению текущих производственных задач стало залогом конкурентоспособности предприятий. Развитые страны давно перешли к активным инвестициям именно в развитие персонала, его навыков и умений, как в основной ресурс удержания положения компаний на рынке, либо занятия лидирующих позиций.
Сфера услуг на сегодня считается самой динамично развивающейся. Она приносит наибольших доход странам, выводит их на более высокий уровень в мировой иерархии.
Сфера сервиса в России
Развитая сфера услуг сегодня считается признаком развитой экономики. В России сфера услуг составляет всего 10% от общего совокупного дохода. Третичный сектор экономики России включает в себя следующие отрасли:
- Потребительские.
- Обслуживающие взаимодействие экономических агентов.
- Услуги государственного управления, в том числе обеспечение безопасности и охрана порядка.
Наиболее развитыми в России считаются оптовая и розничная торговля, гостиничный бизнес и общественное питание, транспорт и связь. Менее развиты, но присутствуют в структуре экономки финансовые услуги, услуги риэлторов, государственное управление, образование, медицина и различные коммунальные, персональные и социальные услуги.
Наиболее развитой формой предпринимательской деятельности, которая относится к сфере услуг, является торговля и перепродажа товаров и услуг. До 2014 года именно это направление деятельности вносило основной вклад в структуру ВВП РФ. Затем на первое место по доходу вышли услуги в сфере недвижимости. В период пандемии российский бизнес серьезно пострадал, особенно сфера услуг. Торговля смогла перестроиться и уйти в онлайн, а гостиничный бизнес и сфера общественного питания понесли убытки.
Транспорт России приносит до 6% ВВП ежегодно. Он представлен сетью дорог, железнодорожным полотном и трубопроводами.
Российская сфера услуг преимущественно ориентирована на внутренний рынок, либо на страны ближнего зарубежья. Она не создает конкурентоспособные услуги, которые можно было бы реализовать на международном уровне. Доля сферы услуг в структуре ВВП остается небольшой.
Сфера сервиса за рубежом
Развитые страны особое внимание уделяют сфере услуг и развитию малого и среднего бизнеса именно в этом секторе экономики. Это позволяет создать динамичную конкурентную среду, что еще быстрее запускает процессы роста и развития.
Самый большой доход в структуре ВВП формирует американская сфера услуг. На втором месте идет Великобритания, затем Франция, Канада, Япония, Испания, Италия, Бразилия и Германия. Считается, что большой сектор услуг – это первый признак формирования постиндустриального общества. Рыночные услуги в современной экономике крайне разнообразны. Их делят на категории:
- Услуги для потребителей.
- Услуги для бизнеса.
- Услуги для потребителей и для бизнеса.
В Америке около 30% трудоспособного населения занято именно в сфере услуг. Они заняты в розничной торговле, общественном питании, гостиничном бизнесе. Существенный доход приносят авторемонтные работы, мастерские, химчистки и сфера косметологии. Чем развитее экономика, тем больше услуг оказывается для бизнеса. Рост благосостояния граждан ведет к перераспределению рабочих мест. Требования со стороны рабочей силы к работодателю и место работы также возрастает. Поэтому развитые страны поддерживают конкуренцию в данной сфере, чтобы количество рабочих мест увеличивалось естественным путем. Кроме того, передовые экономические державы создают транснациональные компании, которые переносят производство, добычу и другие виды бизнеса первичного и вторичного сектора в развивающиеся страны.
Отличительной особенностью сферы услуг зарубежных стран от сферы услуг России является тот факт, что она приносит существенный доход в государственную казну. Эта та сфера деятельности куда идет наибольший объем инвестиций. Кроме того, уровень услуг настолько высок, что он оказывается на международном уровне. Например, юридические услуги и высокий уровень востребованного образования предоставляют Америка и Великобритания. Обслуживание сложных технологических процессов и оборудования оказывают Германия, Япония. Некоторые страны специализируются на туризме. Часть развивающихся стран, накопивших серьезный капитал, инвестирует в другие экономики. Развитие данного направления способствует появлению консультационных услуг, посредничества.