Спорт в международных отношениях
Спорт в международных отношениях – это средство активизации международного сотрудничества, которое служит инструментом преодоления конфликтов и налаживания межкультурного диалога.
Сегодня спорт имеет глобальный масштаб. Его отличительными особенностями можно назвать способность объединять людей вне зависимости от их национальных, расовых и других особенностей. Спорт стал одним из инструментов политики «мягкой силы». Он позволяет устанавливать внешнеполитические контакты с другими государствами в разных сферах, не только в спортивной.
Особое внимание уделяется гуманитарным проблемам. Решение данных проблем зависит от текущего состояния международных отношений и уровня напряженности, от вовлеченности широкой общественности в процесс. Государства уже достаточно давно финансируют спорт и уделяют ему значительное внимание, так как понимают его ценность для решения гуманитарных проблем.
В период «холодной войны» спорт использовался как инструмент влияния и распространения идеологии. США и СССР применяли спорт и соревнования, как средство распространения своих идей и ценностей, через него транслировались сила и мощь каждой державы. Победы в спорте приравнивались к преимуществам определенного режима. Спортсмены использовались для формирования позитивного имиджа страны. Успех в спорте стал неотъемлемой частью образа СССР. Дошло до того, что противоборствующие стороны стали саботировать соревнования друг друга. Так США не стали участвовать в Олимпиаде в Москве, которая проходила в 1980 году, а СССР и страны социалистического лагеря проигнорировали игры в Лос-Анжелесе в 1984 году.
Сегодня спорт тоже используется для пропаганды различных идей, ценностей, для привлечения внимания населения к определенным проблемам.
Окружающая среда в международных отношениях
Экология стала одной из проблем, объединяющих многие страны мира. ООН одной из глобальных задач определила устойчивое развитие, то есть обеспечение роста производительности при условии сохранения нормального состояния окружающей среды. Экологическая политика стран тоже стала инструментом политики «мягкой силы», то есть формирования определенного имиджа.
Экологическая политика определяется следующими критериями:
- Способ производства материальных благ.
- Способ присвоения природных богатств.
- Тип государственно-властных отношений.
Целями экологической политики являются обеспечение экологической безопасности человечества и поддержание баланса интересов различных социальных групп в природопользовании. Всего выделяют три вида государственной экологической политики, это:
- управленческая политика, когда все усилия концентрируются на технической части принятия решений;
- плюралистическая политика, направленная на привлечение к решению данных вопросов неправительственных организаций;
- коллективная политика, которая предполагает передачу части полномочий группам граждан, напрямую связанных с текущей экологической проблемой.
Субъектами экологической политики являются структуры рынка, государство, политическая организации, СМИ, корпорации. На экологическую политику влияет степень интенсивности участия тех или иных субъектов в ней.
Уже с середины 20 века большинство экологических проблем было политизировано. Экологизация политической сферы стала глобальным явлением. Причинами этого стали ограниченность ресурсов, усиление роли экологического фактора в структуре безопасности.
Решение глобальных экологических проблем проводится странами сообща. Это вопрос безопасности всей планеты и человечества в целом. Причем именно антропогенное воздействие является наиболее разрушительным. До сих пор действенный метод преодоления негативного воздействия человека на экологию не найден, однако человечество пытается решать текущие экологические проблемы.
Положительные изменения достигаются за счет тесного сотрудничества стран, координации действий не только в сфере природопользования, но и в социально-экономической и политической сферах.
Разница между развитыми и развивающимися государствами мешает достичь слаженной работы. Поэтому на базе международных межправительственных и неправительственных организаций проводятся мероприятия по выявлению проблем сотрудничества в данной сфере, контролируются и подчеркиваются основные достижения и противоречия, представляются формы, направления и принципы сотрудничества в сфере экологии.
Организации анализируют стратегию устойчивого развития, освещают свою деятельность в данном направлении, дают оценку рыночным межгосударственным отношениям. Они также выявляют специфику организации экологической политики развитых и развивающихся стран. Система сотрудничества в сфере экологии начала формироваться в 60-70е годы 20 века. Разработка стратегии устойчивого развития началась в 80-90-е годы. С 1995 года ведет я работа по реализации данной стратегии, поддерживается природоохранная деятельность государств.
Сегодня основными направлениями международного сотрудничества в сфере экологии можно назвать охрану природных систем, сохранение значимых природных объектов, оздоровление окружающей среды, создание эффективной системы международной экологической ответственности. Главным органом, координирующим данное взаимодействие, является ООН. В Уставе Организации закреплено положение о том, что ООН должна оказывать всестороннюю поддержку странам, придерживающимся принципов устойчивого развития.