Политический имидж
Политический имидж – это сформировавшийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоционально окрашенный образ конкретного политического деятеля, политической организации либо государства в целом.
Имидж является следствием обработки большого объема информации. В памяти людей, как правило, сохраняется некий образ другого человека, а не его точное описание. Исследования показали, что граждане чаще запоминают именно визуальный облик политика, а не то, как он звучит или как себя ведет. То есть имидж является публичным представлением человека.
Политический имидж включает в себя репутацию, образ политика, с его помощью строится диалог с аудиторией. Задача политика заключается в том, чтобы сформировать такое представление о себе, которое позволит ему достигать больших результатов при участии в выборах, либо при продвижении каких-либо политических программ.
Руководитель страны не всегда имеет те качества, которые необходимы для удержания власти, но он должен создавать образ такого человека.
Разработкой имиджа занимаются специалисты. Он разрабатывается под конкретную задачу. Он должен соответствовать ожиданиям аудитории, то есть разработка имиджа начинается с тщательного сбора и исследования информации о населении. Если имидж разработан удачно, то политик получит поддержку аудитории, а несоответствие вызовет апатию или даже агрессию.
Политический имидж может создаваться для территории или государства, для партии, избирательной кампании. Но чаще всего, все-таки он разрабатывается для политического лидера.
Специалисты создали разные формирования модели имиджа. Например, трехлучевая модель предполагает работу в трех направлениях:
- потенциал личности,
- интеллект,
- нравственные качества.
Четырехлучевая модель помимо трех вышеназванных направлений включает лидерские качества политика.
Социальные сети как инструмент формирования политического имиджа
Для политических деятелей чаще используется не текст, а политический дискурс. Это форма речи, погруженной в жизнь. Он связывает текст и речь. Сегодня широко применяется медиадискурс. Он представляет собой социально-регулятивный механизм, который позволяет создавать новое представление о мире. Политический дискурс ведется между отдельными личностями, группами. Он отражает информационно-коммуникативное взаимодействие. Совокупность этих дискурсов представляет собой властный ресурс, который используется в СМИ для манипулирования сознанием аудитории.
Социальные сети стали одним из инструментов влияния на общественное сознание. Их уникальность заключается в том, что воздействие оказывается точечно в зависимости от предпочтений определенного пользователя. Таким образом, специалисты могут настроить кампанию по формированию политического имиджа, которая позволит достичь наилучшего результата. В социальных сетях используются медиатексты. Они отличаются медийностью, массовостью, интегративностью и открытостью.
Обязательным условием успешности медиатекста является его идеологическая ориентация, то есть он должен иметь направленность, которая позволит развивать его далее и усиливать его влияние на сознание аудитории. Кроме того, социальные сети позволяют установить диалог с аудиторией, собрать ее мнение и получить чистые статистические данные.
Для продвижения могут использоваться различные социальные сети в зависимости от их востребованности у определенной категории граждан. Появление новых видов коммуникации привело к появлению новых форм установления коммуникации.
Социальные сети как инструмент формирования политического имиджа РФ
Социальные медиа дают возможность любому человеку стать автором контента. Теперь социальные сети создают дополнительные инструменты, позволяющие распространять и встраивать информацию в другие платформы. Потребитель данных стал полноправным участником отношений и инструментом распространения необходимой информации, способной повлиять на политический имидж.
США стали впервые активно использовать социальные сети на выборах 2008 года. К 2012 году они стали неотъемлемой частью предвыборной гонки. В России политики и оппозиция используют социальные сети для того, чтобы продвигать свои идеи. Долгое время в РФ был популярен «Живой журнал», где о себе заявил и начал политическую карьеру Алексей Навальный.
Традиционные медиа постепенно отходят на второй план. В сфере построения коммуникации с другими странами и продвижения своего политического взгляда на международном уровне социальные сети становятся основным действенным инструментом. Если ранее политикам необходимо было выступать по телевидению, организовывать пресс-конференции, то сегодня доступ к социальным сетям имеют большинство жителей планеты. Однако, возникает проблема контроля и безопасности данных, так как любые неаккуратно брошенные фразы могут привести к конфликтным ситуациям.
Стоит отметить, что Россия является одной из наиболее развитых стран с точки зрения использования Интернета. Стоимость доступа одна из самых низких, что делает интернет доступным для широкой общественности. Поэтому политическая коммуникация является актуальной и для России. Большинство современных социальных сетей являются ретрансляторами политического контента.
Несмотря на то, что вопросы безопасности распространяемого политического контента стоят достаточно остро, социальные сети стали местом продвижения идеологии и политического мнения по тем или иным вопросам, а также трансляции национальных ценностей на мировом уровне.