Международные отношения
Международные отношения – это совокупность политических, экономических, правовых, дипломатических, культурных и прочих связей и взаимоотношений между субъектами, действующими на мировой арене.
Этот термин ввел впервые английский философ, который подразумевал под международными отношениями взаимодействие между государствами на основе политических отношений. Отличительными особенностями международных отношений являются взаимоотношения на основе политического взаимодействия. Они осуществляются в условиях неопределенности. Главная черта таких отношений – пересечение государственных границ. Отношения субъективны и зависят от восприятия участников.
Международные отношения классифицируются по классу, общецивилизационному критерии, по сферам общественной жизни и так далее. Например, на основе классового критерия выделяют отношения господства и подчинения, отношения сотрудничества, переходные отношения. Общецивилизационный подход предполагает разделение связей на те, что основаны на балансе сил и на балансе интересов. По сферам общественной жизни они могут быть экономическими, политическими, военно-стратегическими, культурными, идеологическими.
Государство является главным участником международных отношений, поэтому приоритетным направлением остается политическая линия. Здесь решаются вопросы внешнеполитических интересов страны с учетом национальных особенностей и целей. По сути, международные отношения сводятся к противостоянию геополитических сил, поэтому преимущество всегда остается за экономически стабильными странами.
Стоит отметить, что закономерность международных отношений заключается в том, что закономерности распространяются на всю мировую систему хозяйствования. Их можно анализировать в текущем историческом периоде и сопоставлять с данными о прошлых периодах. Закономерности охватывают всех участников вне зависимости от степени их вовлеченности в процессы.
Российско-французские отношения на современном этапе
Россия была признана Францией в феврале 1992 года. Отношения между странами имеют давнюю историю, которая насчитывает не одно столетие. В 1702 году на территории Франции была создана постоянная российская дипломатическая миссия. С этот момента начали развиваться дипломатические отношения. Они прерывались только на периоды военных конфликтов. В XX веке взаимодействие России и Франции усилилось, особенно активно страны сотрудничали в период Первой и Второй мировых войн.
Развал СССР и образование Российской Федерации потребовали признания существования нового государства от действующих политических и экономических партнеров. 7 февраля 1992 года между Россией и Францией был подписан договор, в основе которого было общее стремление стран к развитию отношений на основе сотрудничества и доверия. По мере усиления международных связей было заключено более двух десятков соглашений, регулирующих разные аспекты взаимодействия стран друг с другом. Одним из приоритетных направлений остается взаимодействие в области обороны.
В девяностые годы отношения между РФ и Францией основывались на дружеских отношениях Ельцина с Шираком и Миттераном. Когда к власти пришел Путин, отношения между странами ухудшились. Недовольство французского правительства вызвали действия российских властей в Чечне. Кроме того, внешние заимствования РФ были слишком большими, страна задолжала, в том числе Франции.
Сближение стран произошло после того, как США вторглись на территорию Ирака, тогда Франция и РФ высказались категорически против этой операции. Приход к власти Саркози в 2007 году изменил политический курс Франции. Страна пошла на сближение с США. Но основные направления международных отношений с Россией продолжали развиваться. Серьезное ухудшение началось в 2014 году после введения экономических санкций из-за конфликта на Украине. Далее обострение отношений было связано с событиями в Сирии.
Перспективы российско-французских отношений
Ослабление санкций против России позволило активизировать торгово-экономические отношения с Францией. Посол Франции в России подчеркнул, что хозяйственные связи между странами остаются прочными и динамичными, несмотря на сохранение политической напряженности. С 2015 года экспорт французской продукции в Россию уверенно растет на 2% в год. Франция является шестым поставщиком по объему взаимодействия с РФ и занимает третье место среди европейских стран.
Отношения между странами координируются Франко-российским советом по финансовым, экономическим, торговым и промышленным вопросам. Взаимодействие по данным вопросам осуществляется на уровне Министров экономического развития обеих стран.
Перспективными направлениями отношений считаются развитие взаимодействия между крупными концернами в энергетической, авиационной, космической, продовольственной сферах, а также в автомобилестроении и фармацевтике.
Франция оказывает поддержку перехода российского производства к более экологически чистым формам производственного процесса. Здесь подразумевается создание экономики закрытого цикла, повышение мобильности, развитие туризма и здравоохранения. Между крупными предприятиями стран поддерживаются продуктивные экономические отношения.
Российский посол в РФ в своем выступлении на встрече с французскими представителями власти подчеркнул, что перспективными направлениями сотрудничества остаются вопросы экологии, установление взаимовыгодных торговых отношений, сотрудничество в сфере культуры. Посол отметил, что Россия готова способствовать решению газового кризиса во Франции.
Таким образом, несмотря на сложности взаимодействия РФ и ЕС, Франция остается одним из стратегических партнеров нашей страны. Перспективы развития российско-французских отношений в сфере торговли и экологии сохраняются. Также страны придерживаются единого курса в обеспечении мира на планете и в борьбе с терроризмом. Последние кризисные события в мире показали, что договорные отношения более выгодны для всех сторон.