СНГ
Содружество Независимых Государств (СНГ) – это организация международного уровня, регулирующая отношения между странами, которые ранее были республиками Советского Союза.
После того, как СССР перестал существовать, Украина, Россия и Белоруссия подписали соглашение о создании Союза Славянских Государств. Позднее оно было переименовано в Содружество Независимых Государств. В документе содержалась информация о том, что страны создают организацию на основе исторической общности, имеющихся связей. Целями создания СНГ были обозначены:
- Стремление к правовому демократическому государству.
- Намерение развивать свои отношения на равных правах и при сохранении суверенитета.
В декабре в СНГ вступили Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Таджикистан Туркмения. Они также получили право равного участия. В рамках СНГ сохранилось объединенное военное командование и сохранился единый контроль над ядерным оружием. СНГ не является надгосударственной организацией. Его работа является добровольной и осуществляется при согласии всех членов.
Создание СНГ позволило повысить эффективность сотрудничества между странами в экологической, политической, культурной, научной и других областях. Содружество способствует развитию и экономическому росту участниц, поддерживает права и свободы граждан каждой из стран. Также Содружество поддерживает международный мир и безопасность, обеспечивает правовую помощь и способствует мирному разрешению споров и конфликтов.
Совместными усилиями решаются вопросы миграционной и социальной политики, обеспечивается охрана здоровья граждан и сохранение окружающей среды. Страны развивают сотрудничество в экономической сфере, стремятся к созданию общей таможенной политики.
Россия и СНГ в конце 20-го века
Россия долгое время была донором стран бывшего Союза. Распад СССР позволил снять с себя это бремя. Создание СНГ делалось с расчетом на то, что большая часть ресурсов будет сосредоточено на территории РФ, а другие бывшие республики станут получать дотации. Чтобы перестать тратить огромные ресурсы на соседей, СНГ стал выстраиваться по принципу независимости и сохранения суверенитета страны. РФ очень быстро признала границы новых государств. В первые годы становления страны основными были внутренние проблемы. Во внешней политике Россия ориентировалась на отношения с Западом. РФ было важно сохранить все те статусы и права, которые имел СССР, например, место в Совете Безопасности ООН, контроль над ядерным вооружением.
Чтобы занять ту нишу, которую ранее занимал Советский Союз, Москва решилась на то, чтобы закрыть долги Союза. Возникновение СНГ помогло в том числе сосредоточиться на внутренней и внешней политике со странами дальнего зарубежья. Сохранение отношений с бывшими республиками создало стабильное и спокойное положение в регионе. То есть СНГ, по сути, не стало интеграционным образованием, а помогло странам-участницам опереться друг на друга в период освоения собственной государственности и независимости. Бывшие республики сохранили открытыми границы, стали сообща регулировать миграционные, финансовые потоки. На базе СНГ появились новые таможенные, торговые, экономические зоны. Совместными усилиями удавалось справляться с этническими конфликтами. Стоит отметить, что роль СНГ в решении данных вопросах оставалась крайне низкой.
Пока РФ и СНГ занимались своими внутренними проблемами, со стороны Европы началось продвижение НАТО на Восток. Украина так и не ратифицировала договор по СНГ. Турция также предприняла попытки усилить свое влияние в Азербайджане, поэтому РФ пришлось обозначить границы, нарушение которых будет рассматриваться, как угроза безопасности страны.
Россия и СНГ в начале 21 века
После событий 11 сентября 2001 года Россия позволила США разместить свои базы в Киргизии и Узбекистане с целью защиты Центральной Азии от угрозы со стороны Афганистана. Но эта мера носила временный характер. Большие сложности возникли тогда, когда в Грузии, Украине и Киргизии произошли цветные революции. Все они привели к дестабилизации отношений с этими странами и усложнению обстановки безопасности в данных регионах.
В 2008 году межу Грузией и РФ возникло противостояние на фоне конфликта в Южной Осетии. Тогда страны оказались на грани военной операции. Россия тогда объявила, что готова к началу новой «холодной войны», что ставило страны СНГ в достаточно сложное положение.
Если в 1990-х и начале 2000-х РФ была сосредоточена на внешней политике со странами дальнего зарубежья, то только после 2010 началось интеграционное сближение со странами СНГ. С 2010 года стал действовать Таможенный Союз между Белоруссией, РФ и Казахстаном. А с 2012 было образовано Единое экономическое пространство. Планируется создание единого валютного союза, где рубль будет основной валютой.
На базе СНГ была создана еще одна важная Организация – ОДКБ. Сюда вошли все страны, которые находятся в процессе экономической интеграции:
- Армения.
- Белоруссия.
- Казахстан.
- Киргизия.
- Россия.
- Таджикистан.
ОДКБ обеспечивает безопасность на всем пространстве. Посредством интеграции Россия стремится обрести равновесие и занять высокое место на мировой арене. В СНГ она выступает основным донором. Каждая страна-участница СНГ приоритетной задачей считает сохранение независимости от России. Помимо экономической интеграции с бывшими союзными республиками РФ все равно требуется установление продуктивных отношений со странами ЕС, Китаем, странами Южно-Азиатского региона.
Специалисты полагают, что постепенное расхождение в культуре, языке, укрепление собственных государственных сил бывших союзных республик приведет к тому, что они будут восприниматься в качестве иностранных государств россиянами. Чтобы объединить вокруг себя страны, России необходимо решить внутренние проблемы и укрепить свое собственное положение в мире и в регионе.