Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) – это региональная межгосударственная организация объединяющая крупнейшие страны азиатского региона и развивающая многостороннее сотрудничество в сферах безопасности, экономики, энергетики, культуры и т.д.
Интересы КНР в центрально-азиатском регионе и возникновение ШОС
Дружественные отношения между СССР и Китаем начали складываться еще в послевоенные годы, когда в 1949 году, Китайская коммунистическая партия смогла одолеть своих политических оппонентов в рамках гражданской войны. Однако между двумя крупнейшими социалистическими странами достаточно быстро возникла напряженность и разногласия, которые только усилились после взятого КПСС курса на развенчивание культа Сталина.
Потепление отношений и обозначение китайского интереса к установлению тесных экономических и социально-культурных связей со среднеазиатскими республиками СССР произошло только в 80-х годах, что связано как с постепенным изменением курса самого СССР, так и структурными реформами Дэн Сяопина в Китае. После распада СССР Китай получил возможность активно проводить собственную политику в центрально азиатском регионе, в котором возникло множество независимых государств, стремившихся в свою очередь установить связи с третьими странами за пределами бывшего СССР/СНГ.
Для КНР страны Средней Азии представляют собой важный геостратегический регион по целому ряду причин:
- страны ЦАР являются дешевыми источниками энергоносителей и сырья для китайской промышленности;
- ЦАР представляет перспективный и надежный рынок сбыта китайских товаров;
- через Центральную Азию пролегают альтернативные маршруты транспортировки китайских товаров на Ближний Восток и в Европу;
- проблемы безопасности ЦАР, такие как наркоторговля, экстремизм и терроризм, напрямую влияют на безопасность в северо-западных провинциях КНР.
Для реализации собственных интересов Китай стал одним из инициаторов создания в 1996 году «Шанхайской пятерки» - переговорного формата, включавшего в себя помимо КНР, Россию, Казахстан, Киргизию, Таджикистан. Главным направлением работы пятерки стала консолидация усилий в обеспечении безопасности в регионе и борьба с проявлениями «трех зол» - сепаратизма, терроризма и экстремизма. Кроме того, КНР удалось разрешить все территориальные споры с представителями данного формата, что позволило в 2001 году преобразовать «Шанхайскую шестерку» (к формату присоединился также Узбекистан) в Шанхайскую организацию сотрудничества, в ведении которой решаются не только вопросы безопасности, но также экономического, культурного, энергетического, социального и иного сотрудничества.
Политика КНР в рамках ШОС
Создание ШОС и налаживание крепких партнерских отношений с соседями в настоящее время отвечает геополитической стратегии Китая, направленной на децентрализацию и демократизацию международного политического пространства. В данном отношении видение нового миропорядка, который должен прийти на смену монополярного мира, возникшего после распада СССР, у КНР совпадает с ее главным партнёром по ШОС – Россией.
Также ШОС предоставляет как китайским дипломатам, так и военным приобрести необходимый опыт взаимодействия на международном уровне, который на данный момент пока уступает опыту других стран, в следствии длительных периодов самоизоляции Китая.
Важной проблемой Китая является необходимость развития его северо-западных регионов, прежде всего Синьцзяна, граничащего со странами ЦАР. Именно в Синьцзяне наиболее сильны сепаратистские тенденции, связанные с народом уйгуров. Вместе с тем уйгуры составляют определенную часть населения также многих среднеазиатских стран, и в целом рассматривают Среднюю Азию как «свой» регион, незаконно «оккупированный» еще Российской Империей. Таким образом противостояние сепаратизму уйгуров и связанным с ним терроризмом, экстремизмом, транснациональной преступностью представляет собой общую цель для всех членов ШОС. Вместе с тем в настоящее время проблемы безопасности волную КНР все в меньшей степени, в силу стабильности их внутренней обстановки.
Наиболее активно Китай развивает экономическое, энергетическое и культурное взаимодействие в рамках ШОС. Именно Китай продвигает идею создания зоны свободной торговли в границах ШОС, что позволило бы КНР полностью захватить рынки государств Средней Азии своими товарами. Однако экономический экспансионизм КНР встречает значительное сопротивление России, которая не хочет терять собственное влияние в регионе, и стремится интегрировать страны СНГ в рамках других международных организаций (ЕАЭС, ОДКБ) не включающих Китай. Китай в свою очередь под эгидой ШОС заключает большое число двусторонних договоренностей со странами ЦАР, вкладывает значительные средства в развитие энергетики, добычи энергоносителей, инфраструктуры стран региона.
Важным направлением деятельности Китая в рамках ШОС является социально-культурная экспансия. Китай вкладывает значительные средства в развитие международной образовательной системы под эгидой ШОС, а также на развитие культурных связей между странами организации, что влечет за собой распространение китайского языка в среднеазиатском регионе, а также популяризацию китайской культуры.
Проблемы ШОС и перспективы ее развития
Хотя создание и деятельность ШОС являются значительным успехов внешней политики КНР, в деятельности организации существует значительное число проблем, которые ставят под угрозу ее дальнейшее развитие.
Прежде всего реальная деятельность ШОС не соответствует ее заявленному многостороннему и универсальному характеру. Изначально ШОС возникла как организацию по гармонизации интересов РФ и Китая в среднеазиатском регионе, при этом собственные проблемы и интересы стран Средней Азии в ней учитываются в меньшей степени. Так ресурсы и возможности ШОС практически не используются для разрешения территориальных и иных споров между самими странами ЦАР.
Направление политики ШОС, также серьезно зависят от потребностей Китая и РФ, что ведет к ущербности ее многостороннего характера. В то время как РФ стремится решать прежде всего проблемы безопасности, КНР сосредоточено на экономическом и энергетическом взаимодействии. Причем данные вопросы Китай решает преимущественно не в многостороннем, а двустороннем формате, что делает роль ШОС достаточно номинальным.
В отличии от других региональных организаций, ШОС имеет достаточно слабую степень институциализации, а имеющиеся институты не имеют возможности проводить наднациональную политику и существенно влиять на работу организации. В отличии от РФ, Китай не готов отчуждать часть своего суверенитета в пользу любых наднациональных органов, что также тормозит развитие и интеграцию в рамках ШОС.