Современное состояние и общая проблематика взаимоотношений между США и Евросоюзом в сфере международной безопасности
Взаимоотношения между США и Евросоюзом – это двусторонние отношения между одной из лидирующих стран мира и наднациональной организацией в Европе.
Взаимоотношения между США и Европейским Союзом никогда не были простыми. Одним из основных пунктов разногласий между ними на рубеже ХХ-ХХI вв. выступил вопрос относительно дальнейших перспектив развития существовавших режимов международной безопасности. Позиции сторон по этому вопросу разделились:
- ЕС выступал за использование ключевых норм международно-правовых и политико-дипломатических средств в виде международных договоров по контролю над вооружениями, разоружением и недопущением распространения оружия массового поражения;
- США приоритет отдавали использованию национальных механизмов сдерживания и упреждения угроз, в основе своей опиравшихся на применение военно-силового инструментария.
Еще одной причиной разногласий между США и ЕС стало отсутствие между сторонами консенсуса относительно того, каким международным механизмам следует отдать прерогативу легитимации и регламентации применения военных сил в рамах процессов урегулирования международных конфликтов. У сторон было всего лишь два варианта: они могли использовать либо универсальные, либо региональные механизмы (организации). В роли универсальных организаций выступала ООН в то время как примером регионального объединения мог считаться НАТО.
Как показала практика, сначала США уступили пальму первенства глобальной универсальной организации – ООН, однако со временем она уступила место региональной НАТО. Последняя, кстати, со временем тоже была отодвинута на второй план, а легитимность односторонних действий США правящая элита страны стала восприниматься как должное. В период с 1991 по 1995 гг. США склонялись к политике унилатерализма и отдавали приоритет решению проблем международной и европейской безопасности в обход коллективных механизмов НАТО. После 1995 года политика односторонних действий уступила место «подчеркнутому мультилатерализму» в рамках НАТО.
США являлись своего рода гарантом защиты Евросоюза, в основе обеспечения которой лежало вовлечение ЕС в американоцентричную систему многосторонних обязательств, институтов и режимов безопасности. Таким образом, основной акцент делался на национальные, а не на коллективные механизмы защиты. Все это вызывало вполне объяснимое беспокойство стран-членов ЕС.
Проблематика торгово-экономических взаимоотношений между США и ЕС
Сегодня Евросоюз является одним из ключевых экономических партнеров США. Однако, торгово-экономические отношения между ними развиваются довольно непросто. Наибольшие проблемы по мнению США создают непомерно высокие протекционистские барьеры в Евросоюзе, в первую очередь нетарифного характера, которые препятствуют увеличению американских поставок на европейский рынок.
США изыскивали и до сих пор изыскивают различные способы укрепления экономических связей со странами Европы. В 2007 году ЕС и США было принято решение усилить экономические связи друг с другом. Свое воплощение оно нашло в соответствующей рамочной договоренности. Ее главной целью выступает повышение конкурентоспособности и улучшение уровня жизни населения в США и Евросоюзе. Ради достижения этой цели стороны договорились о следующем:
- уменьшение торговых ограничений и снижение административных барьеров;
- усиление диалога между Еврокомиссией и Бюро США по управлению бюджетом.
Ради успешного достижения намеченных целей сторонами была утверждения программа трансатлантической экономической интеграции в сфере финансовых рынков и инноваций, инвестиций, безопасности торговли и защиты интеллектуальных прав.
Современный кризис отношений между США и ЕС
Сегодня трансатлантическое партнёрство испытывает далеко не самые лучшие времена. Основной причиной тому считается ряд спорных вопросов между ЕС и США. В частности, противоречия вызывают:
- жесткая антикитайская политика Вашингтона;
- односторонний подход США к решению проблем на Ближнем Востоке.
При всем этом между ЕС и США по-прежнему прослеживаются некие точки соприкосновения. Касаются они, прежде всего, Восточного партнерства и Украины.
Итак, главным объектом нападок США в последние годы выступает Китай. Антикитайская политика, проводимая Вашингтоном, затрагивает множество различных аспектов, однако, наиболее значимым из них с точки зрения Евросоюза выступает возможность выхода США и Всемирной организации здравоохранения. Основной же аспект антикитайской политики США связан непосредственно с коронавирусом. Власти страны пытаются сделать Китай ответственным за пандемию. Евросоюз же, находясь на пути заключения крупной инвестиционной сделки с Китаем, в целом не поддерживает действия США против Пекина и предлагает для урегулирования спорных вопросов между США и Китаем использовать дипломатический путь.
Второй не менее значимой точкой расхождения интересов США и ЕС выступает ситуация с мирным урегулированием конфликта на Ближнем Востоке. В частности, речь идет о палестино-израильском конфликте, продолжающемся уже более 50 лет. США для разрешения имеющихся противоречий разработали так называемый проект «сделки века», однако европейские дипломаты оказались недовольны ее односторонней направленностью в сторону Израиля. В рамках данного проекта наиболее противоречивым для ЕС кажется признание израильских поселений на палестинской территории.
Все это приводит к кризису во взаимоотношениях между США и ЕС. Однако из него есть выход, а между сторонами по-прежнему имеются точки взаимодействия, хотя становится их все меньше и меньше. Одной из основных точек такого взаимодействия выступает Восточное партнёрство как инструмент сближения Евросоюза с 6 постсоветским республиками (рисунок 1).
Рисунок 1. Восточное партнерство. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Восточное партнерство является восточным измерением Европейской политики соседства. Его главной целью выступает укрепление экономической интеграции и политической ассоциации между Европейским Союзом и восточноевропейскими странами-партнерами.