Межбюджетные отношения в федеративном государстве
Межбюджетные отношения в федеративном государстве – это финансовые отношения между федеральными органами власти и структурами управления субъектов федеративного государства и органов местного самоуправления, призванные служить целям регулирования бюджетных процессов.
Межбюджетные отношения строятся на взаимодействии органов государственной власти Федерации с органами государственной власти регионов и органами местного самоуправления. Суть их, в конечном счете, сводится к формированию и исполнению соответствующих бюджетов.
Ключевыми принципами выстраивания межбюджетных отношений выступают:
- сбалансированность интересов всех участников бюджетного процесса;
- выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности;
- разграничение на законодательном уровне доходных источников между бюджетами;
- передача отдельных видов расходов и доходов в ведение региональных бюджетов.
Реализуются межбюджетные отношения посредством оказания финансовой помощи субъектам федеративного государства. В роли основы для расчета финансовой помощи территориальным бюджетам выступают нормативы финансовых затрат на предоставление финансовых услуг и нормативы минимальной бюджетной обеспеченности.
Фундаментом межбюджетных отношений является разграничение доходных источников, расходных полномочий и источников финансирования дефицита бюджета между уровнями публичной власти в стране. Ключевую роль в межбюджетных отношениях федеративного государства играют межбюджетные трансферты. В зависимости от своей специфики они могут быть классифицированы по различным основаниям. Базовая типология межбюджетных трансфертов представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. Базовые разновидности межбюджетных трансфертов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Межбюджетные трансферты могут быть направлены на выполнение как собственных, так и делегированных полномочий. При этом они могут носить целевой или нецелевой характер, т.е. быть обусловленными и необусловленными.
Модель бюджетного федерализма в Индии
В Индии бюджетный год, в отличие от России, начинается 1 апреля. Ключевым органом управления выступает Финансовая комиссия Индии, предусмотренная Конституцией страны. Назначается она один раз в пять лет. Ее главной задачей выступает определение основных направлений налоговой и бюджетной политики страны. Помимо этого, комиссия наделена широким перечнем полномочий в сфере распределения бюджетных средств, включая сферу перераспределения средств бюджета между центром и штатами.
Основными достижениями Индии в сфере выстраивания и реализации межбюджетных отношений за последние годы стали:
- снижение уровня инфляции;
- рост прозрачности в бюджетном секторе;
- успешная борьба с фальшивомонетничеством.
Министерство финансов Индии на ближайшие годы ключевыми целями определило сокращение объемов дефицита госбюджета, дальнейшее повышение бюджетной прозрачности и ограничение объемов рыночных заимствований.
Основная роль в совокупных бюджетных доходах в Индии стабильно приходится на доходы от налоговых поступлений. На них в среднем приходится более 80% доходов бюджетов всех уровней. Из года в год этот показатель стабильно растет. По аналогии с Российской Федерацией в Индии имеются налоги центрального (союзного) правительства и региональные налоги. Раз в пятилетку вновь избранная Финансовая комиссия Индии вырабатывает формулу, посредством которой определяется, какая доля от налогов центрального правительства и в каких пропорциях будет поступать в субнациональные бюджеты в дополнение к собственным доходам штатов от налоговых поступлений в региональный бюджет. Делается это, прежде всего, для того, чтобы улучшить финансовое состояние региональных бюджетов.
Важной особенностью индийской модели бюджетного федерализма выступает специфика формирования региональных бюджетов. Бюджет штатов в Индии кроме собственных налогов формируется еще и из поступлений доли налогов штатов (предварительно определенной Финансовой комиссией) в налоговых доходах центрального правительства. Примечательно, что поступления в бюджеты штатов от таких налогов в последние годы составляют порядка 1/3 всех налоговых доходов региональных бюджетов.
Межбюджетные трансферты в системе межбюджетных отношений Индии
Особый интерес в рамках проблемы межбюджетных отношений в Индии представляет структура межбюджетных трансфертов от центра к штатам. Всего в Индии можно выделить два основных типа трансфертов от центра к нижестоящим уровням:
- законные (уставные) гранты;
- дискретные гранты.
Гранты уставного типа обязательны к предоставлению, но предоставляются они не всем регионам (татам), а лишь нуждающимся. Раз в пятилетку Финансовая комиссия утверждает перечень регионов и объемы грантов, рекомендуемые к предоставлению.
Гранты дискретного типа могут предоставляться всем штатам в дополнение к уставным. Примечательно, что в конце ХХ века объемы уставных грантов были приблизительно вдвое ниже специальных дискретных, однако к середине 2010-х гг. ситуация в корне поменялась. Произошло изменение структуры предоставления межбюджетных трансфертов от преобладания дискретных грантов в сторону преобладания уставных грантов. Таким образом, можно говорить о значительном росте во времени бюджетных обязательств центрального правительства Индии перед штатами.
Отличительной особенностью индийской системы межбюджетного федерализма выступает отсутствие каких-либо бюджетных грантов от штатов муниципальным образованиям. Вся финансовая поддержка местных бюджетов осуществляется напрямую из центрального бюджета несмотря даже на то, что формально средства переводятся через бюджеты штатов.
К трансфертам ресурсов центрального бюджета Индии штатам помимо непосредственно грантов центрального правительства штатам и городским территориям относят также кредиты центрального правительства штатам и городским территориям за вычетом процентов по ним и доходы штатов от доли в налогах центрального правительства.