Коммунализм в Индии и его основы
Коммунализм в Индии – это особый тип религиозного национализма, отождествляющий нацию и религиозную общины в рамках полирелигиозной страны.
Современная Индия по праву считается одной из быстроразвивающихся стран мира. И если экономика страны в целом развивается довольно неплохо, то сказать то же самое относительно внутренней политики и решения проблем межобщинного противостояния нельзя. В основе этого самого противостояния лежит особая идеология, по своему характеру противоположная принципам светской государственности. В Индии ее принято называть коммунализмом.
Вообще коммунализм представляет собой идеологию, в основе которой лежит разделение государств по принципам религии, этнической принадлежности, убеждений и пр. Возможные столкновения между двумя или более этническими, религиозными или социальными сообществами в некоторых случаях способны приводить к столкновениям и разделениям внутри страны.
Как идеология коммунализм возникает на фоне плюрализма религий. В современном обществе его принято рассматривать как один из видов социальных угроз. По сути, он представляет собой особого рода инструмент для получения политических выгод в государстве, возникающий из-за присутствия в стране различных религий.
В своем развитии индийский коммунализм прошел несколько этапов. Основными из них считаются:
- подъем националистических индусов, сикхов, мусульман и пр.;
- либеральный коммунизм, основанный на коммунальной политике, но имевший либеральный оттенок относительно гуманистических, демократических и националистических ценностей;
- экстремальный коммунализм, основанный на требовании отдельной нации, опирающейся на идеалы страха и ненависти.
Несмотря на то, что коммунализм как идеологическое направление впервые оказался наиболее востребован в годы борьбы за независимость от Британской империи, он, как показывает практика, вполне жизнеспособен и сегодня.
По своей природе коммунализм состоит из трех базовых аспектов, в общем виде представленных на рисунке 1.
Рисунок 1. Основные типы коммунализма. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В Индии в той или иной форме присутствуют все три типа коммунализма, однако акцент в основном делается на социальный и экономический подтип.
К числу отличительных особенностей индийского коммунализма, формирующих его специфику, принято относить:
- идеализацию опыта прошлого вне временных рамок и исторической конкретики, мифологизацию общества;
- развитие идеологии хиндутвы в жесткой оппозиции иным мощным идейным и духовным течениям, таким как марксизм, западный либерализм, христианство и ислам;
- стремление к обретению максимальной социальной поддержки по всему спектру индийского электората, в особенности среди молодежи и маргинальных слоев новых полуинтеллигентов.
Относительно новой специфической чертом коммунализма в современной Индии можно считать глобализацию хиндутвы. В частности, речь идет о ярко выраженном стремлении продемонстрировать универсальность индийского опыта и распространить его за пределы страны. Стоит отметить, что общинные организации Индии все чаще в последнее время в своей деятельности ориентируются не только на жителей страны, но также и на представителей многомиллионных индийских диаспор, а также миллионы людей Западного мира, интересующихся индийской культурой. Значительный упор делается на религиозную составляющую, что плавно переводит нас к проблеме фундаментализма.
Общая проблематика индийского фундаментализма
Отличительной особенностью фундаментализма в Индии, так или иначе связанного с индуистским коммунализмом, выступает вера в уникальность индийской земли. В определенном смысле речь идет о радикальном толковании индуизма, предполагающем бескомпромиссный подход.
Фундаментализм в Индии зачастую рассматривает жизнь как «единое целое». При этом центральную роль занимает культура, поддерживаемая религиозной концепцией «Дхарма» (некий внеземной порядок, на который у индивидуума нет возможности каким бы то ни было способом повлиять, а также независимость совершаемых человеком действий от него самого).
Традиционно одной из ключевых задач фундаментализма в Индии выступает возвращение религиозным структурам в обществе господствующих позиций. Его идеологические положения основываются на необходимости строго следовать предписаниям, которые установлены религиозными священными книгами, а также на недопустимости критики указанных текстов или их либерального толкования.
По своей природе индуистский фундаментализм поистине уникален. Он не опирается на какие-либо догмы или священные писания. Он нацелен на создание идентичности, отделяющей индусов от остальных групп. При этом религия в Индии превращается в своего рода индикатор «религиозного братства» истинно верующих индийцев, отличающихся от мусульман и христиан. Догмы, общие для всех индусов, отсутствуют. Практикуется и популяризуется так называемая «индуистская толерантность», также называемая «равенством религий» или «позитивным секуляризмом». Активно транслируется разница между индуистским самосознанием и теократическим и фанатичным характером конкурентных религий (прежде всего, христианства и ислама).
Итак, в Индии проблема фундаментализма носит ярко выраженный этнорелигиозный характер. При этом сам индусский фундаментализм строится вокруг возвращения религиозной и этнической идентичности, именуемой одним словом «хиндутва». Возникла эта форма фундаментализма в качестве определенного механизма ритуальной ресоциализации социальных групп и людей, которые на фоне различных внешнеполитических событий оказались обращены в другие религии и идентичности. В основе «хиндутвы» лежит девиз: «Индия – только для индусов, и Индия превыше всего».
В современной Индии существуют три наиболее крупных фундаменталистских организации, активно ведущих свою деятельность:
- Национальный союз добровольных слуг родины (RSS);
- Индийская народная партия (BJP);
- Всемирное индуистское общество (VHP).