Инвестиционная политика страны
Инвестиционная политика государства – это совокупность целей и соответствующих им мероприятий по обеспечению требуемого уровня и структуры капиталовложений в экономику страны и ее отдельные отрасли, повышению инвестиционной активности всех основных субъектов национальной экономики.
Страны взаимодействуют между собой не только в экономической, но и в финансовой сфере. Сегодня технологии и производство настолько усложнились, что страны все чаще стремятся к кооперации, чтобы разделить расходы и получить более высокие доходы. В этом случае они инвестируют в один и тот же проект, который может принести выгоды всем участникам.
Инвестиции представляют собой долгосрочные вложения. Они ведут к повышению эффективности общественного производства, превращению капитала в доходы. Страна вырабатывает свою инвестиционную политику, которой следует. Это многогранный курс, позволяющий достичь благоприятных условий для вложений. Содержание инвестиционной политики может зависеть от характера проблем и способов их решения, от приоритетного направления деятельности государства, от источника и характера властных полномочий, от секторов, сфер и отраслей экономики, где хочет участвовать государство.
Инвестиционная деятельность должна следовать заранее установленным целям, иметь мобилизующий характер. Она должна оказывать стимулирующее влияние на отношение с другими странами и на развитие своей экономики. При этом нужно обеспечить контроль над выполнением условий инвестиционного процесса.
Если инвестиционная политика государства продумана верно, то она ведет к ускорению научно-технического прогресса, обеспечивает продовольственную независимость, способствует развитию сотрудничества с другими странами. Принятая инвестиционная политика должна содержать информацию об источниках финансирования, об установлении и организации ответственных структур, о создании благоприятных условий.
Принципы формирования инвестиционной политики КНР
Политика Китая в международных инвестициях считается достаточно активной. Еще в 2014 году страна вышла на третье место в мире по объему капиталовложений. Переход к формированию рынка начался в 70-е годы в КНР. Он проходил в три этапа. В результате Китаю удалось привлечь передовые технологии и развить промышленность. Благодаря заимствованию технологий начал расти объем технологического импорта. Далее Китай стал привлекать прямые инвестиции в специально созданные экономические зоны, что дало толчок к стабилизации экономики и наращиванию макроэкономических показателей.
КНР умело воспользовалась вложенными иностранными средствами. Они пошли на развитие собственного промышленного производства. В результате производительность была увеличена в 2 раза, а прирост душевого дохода составил 6 %. На третьем этапе развития экономики Китай вышел на международный уровень. Цель внешнеэкономической политики страны заключается в том, чтобы превратить КНР в крупного инвестора. Чтобы достичь этих целей, создаются крупные транснациональные китайские компании. Уже в 2013 году благодаря данному шагу КНР вышла на 2 место в мире по экспорту иностранных инвестиций.
Экспорт капитала в стране регулируется Государственным советом, Государственным управлением валютного контроля, Министерством по делам торговли, Министерством коммерции, Государственным комитетом по развитию и реформам.
Именно активный экспорт капитала за рубеж является основой экономического роста Китая. Китайское правительств смогло эффективно воспользоваться инвестициями из-за рубежа, накопить экономический потенциал, и уже за счет его развить собственную инвестиционную деятельность за рубежом.
Механизмы формирования инвестиционной политики КНР
Инвестиционная политика КНР является частью стратегии реформ модернизации экономики страны. Все инвестиции в КНР подразделяют на четыре категории:
- поощряемые,
- разрешенные,
- ограниченные,
- запрещенные.
Поощряются те иностранные инвестиции, которые вкладываются в приоритетные отрасли народного хозяйства. Ограничение происходит по отношению к отраслям горнодобывающей, химической, пищевой, текстильной, табачной промышленности. Иностранные инвестиции полностью запрещены в оружие, разведку, добычу, обогащение радиоактивных руд. Китай отказывается от любых вложений в энергетику, управление авиаперевозками.
Нарастание валютного резерва КНР требует поиска мет для приложения китайского капитала. Сегодня страна является одним из ведущих инвесторов, участвующих в инфраструктурных проектах по всему миру. Как крупный производитель, осваивающий рынки продукции по всему миру, Китай вкладывается строительство путей сообщения, так как это облегчит транзит или доставку грузов.
Китай продолжает испытывать некоторые проблемы переходного периода. Для него характерен дисбаланс внешней и внутреннего спроса. Он сталкивается с зависимостью экономики от инвестиций в основной капитал. Дисбаланс присутствует в распределении доходов. Несмотря на рост доходов государства и крупных корпораций, рост доходов населения по темпам серьезно от них отставал. Усилилась борьба за природные ресурсы.
Сегодня руководство страны ориентированы на сдерживание высоких темпов роста с целью выравнивания существующих диспропорций. Так же проводится стабилизация экономического роста для того, чтобы найти новые точки, способные усилить конкурентные преимущества КНР в международных отношения, чтобы завершить переход к новому этапу развития экономики.
Таким образом, благодаря эффективной внутренней и внешней политики, поэтапному переходу к рынку, Китаю удалось освоить иностранные инвестиции и усилить свое положение в мире. Сегодня страна является одним из крупнейших инвесторов в мире. Она участвует во многих инфраструктурных проектах, которые способны принести выгоду как самим странам, где они строятся, так и Китаю для налаживания торговых отношений.