Янтарь – это полудрагоценный камень, окаменевшая смола хвойных деревьев.
Причины всплеска популярности янтаря в Китае
Рассматривая рост популярности изделий и украшений из янтаря среди китайцев эксперты наиболее часто указывают две причины:
- религиозно-символическое значение янтаря;
- повышение уровня благосостояния населения Китая.
Янтарь издревле присутствует в китайской культуре. Поскольку на территории Китая нет собственных запасов янтаря и весь янтарь был привозным, ценность данного камня в древние времена была крайне высока, а украшения из янтаря принадлежали императорским семьям и высшим сановникам Китайской империи. В связи с этим янтарь устойчиво ассоциируется у китайцев с властью и богатством, считается, чтоношение янтарных изделий, принесет благосостояние и почет своему владельцу.
Кроме того, традиционная китайская медицина приписывает янтарю различные лечебные свойства – от общего укрепления здоровья, до улучшения мозговой активности и половой функции у мужчин. Янтарь легко заряжается статистическим электричеством, что могло привести к возникновению поверья о способности янтаря «притягивать» удачу и отталкивать беды и несчастья.
Важным фактом является, и палитра цветов камня – от светло-желтого до коричневого, включая красный, зеленоватый и молочный. Красный цвет традиционно ассоциируется в Китае с высшей властью, а желтый янтарь в Китае называют Ху-По, т.е. «душа тигра». Считается что после смерти душа тигра навсегда уходит под землю и превращается в этот камень. Обладанием им способно сроднить своего владельца с тигром.
Связь янтаря с властью и богатством определяют интерес к камню не только с религиозно-мистической, но и потребительской стороны, как к предмету роскоши, символу достатка в доме. Для китайцев крайне важным является их публичное лицо – то впечатление, которое они производят в обществе, уронить собственное достоинство является одним из наиболее позорных деяний в жизни китайца. Потому для подтверждения собственного высокого статуса китайцы готовы на приобретение соответствующих статусных вещей – таких как украшения или декор из янтаря.
Однако по мнению некоторых российских экспертов вышеперечисленные причины не объясняют того ажиотажа и невероятного роста цен на янтарь, который произошел в 2013-2014 годах, и усматривают стремление китайцев создать спекулятивный спрос на янтарь, для перехвата контроля над всем рынком. Так или иначе изделия из янтаря по настоящее время остаются весьма популярными как на внутреннем рынке Китая, так и у китайских туристов за рубежом.
Предпочтения китайских потребителей янтаря
Различия в причинах популярности янтаря диктует и различия в структуре потребительского рынка. Основными районами потребления изделий из янтаря в Китае являются северо-восточные провинции, такие как Тибет и Внутренняя Монголия, а также восточное побережье, включая крупнейшие мегаполисы – Шанхай и Пекин. Если на северо-востоке преобладает религиозно-мистическая ориентация и потребители покупают прежде всего религиозные амулеты, кольца, браслеты с янтарем, а также «сырой» необработанный камень, то на востоке страны, напротив, потребители ориентированы на изделия из янтаря высшего класса.
Важным ориентиром для китайских потребителей роскоши является брендовость приобретаемого изделия, а также высокое качество исходного сырья. Наибольшей популярностью пользуются изделия из балтийского (калининградского) янтаря с высоким содержанием янтарной кислоты – молочно-белого и зеленоватого оттенков, а также темный янтарь, обладающий свойством парамагнитных центров.
Центральный Китай в целом является наименее экономически благополучным районом, а потому спрос на изделия из янтаря в нем невелик и вероятно будет только снижаться с течением времени.
В целом китайских потребителей янтаря можно разделить на три группы:
- класс выше среднего;
- индивидуалистический средний класс;
- религиозный средний класс.
Класс выше среднего представлен уже состоявшимися людьми зрелого возраста, которые ориентированы на приобретение высококачественных изделий из янтаря как правило в качестве подарков. Индивидуалистический средний класс представлен более молодыми людьми, которые активно следят за модными брендами, и тенденция и приобретают янтарную продукцию для себя. Они представляют наиболее динамично развивающуюся часть рынка потребления янтаря. Религиозный средний класс ориентирован на потребление религиозной продукции из янтаря, преимущественно также в подарок, и представляет собой низшую ценовую нишу.
Основные тенденции спроса на янтарь
Развитие спроса на изделия из янтаря в Китае связано с реализацией ряда стратегических и маркетинговых шагов. С одной стороны, китайским компаниям переработчикам янтаря требуется диверсификация линейки изделий за счет расширения ассортимента в таких нишах как украшения и изделия из янтаря для мужчин, детские украшения, аксессуары для пожилых людей.
Также изделия китайских компаний проигрывают в брендовости и дизайнерских решениях продукции европейских производителей, прежде всего польских компаний, что выдвигает на новый уровень требования к качеству и эстетическому исполнению изделий, расширению линейки ассортимента, изготовлению эксклюзивной продукции.
Китайской спецификой является высокая эффективность «шепотного» маркетинга, т.е. продвижения товара через непосредственное общение людей друг с другом. При этом в Китае будет высока эффективность продвижения и продаж продукции из янтаря через интернет, посредством социальных сетей, мессенджеров, блогов, что особенно важно в период пандемии коронавируса, когда непосредственные контакты между людьми ограничены. Большую роль играет возможность организации видеосвязи и прямой продажи продукции через беседу с потенциальным покупателем и видимую демонстрацию продукта, его использование в своем образе популярными китайскими интернет-персонами.