Основы международного космического права
Международное космическое право – это относительно новая отрасль современного международного права, сформированная в ходе освоения странами космического пространства и включающая в себя совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих отношения между международными организациями и государствами в части исследования и использования космоса и небесных тел, а также устанавливающих международно-правовой режим космического пространства.
Источником современного международного права в космическом пространстве является целый ряд международных соглашений. Наиболее известными и значимыми из них считаются:
- Договор о принципах деятельности государств в части использования и исследования космического пространства (в том числе Луны и других небесных тел).
- Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство.
- Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами.
- Соглашение о спасении космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космос.
- Соглашение о деятельности стран на Луне и других небесных телах.
Помимо этого положения космического права закрепляются такими документами, как Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космосе и под водой, Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство и др.
В современной практике довольно широко распространена практика заключения двусторонних соглашений о сотрудничестве в космосе. Россия подобного рода документы заключила с такими государствами, как:
- США;
- Франция;
- Китай;
- Мексика;
- Австралия и др.
Сегодня правовой режим космоса определяется нормами общего права. Его центральное положение исходит из того, что космическое пространство представляет собой международную территорию. Процессы исследования и использования космоса и небесных тел служат интересам не какого-либо одного государства, их осуществляющего, но и глобальным интересам человечества в целом.
Вся деятельность, осуществляемая в космосе, должна соответствовать общим принципам международного права, включая Устав ООН. При этом при ее реализации страны обязаны должным образом учитывать интересы других стран, а также не допускать загрязнения космоса и небесных тел.
Общая характеристика правового режима космического пространства и небесных тел
В настоящее время регулирование правового режима космического пространства и небесных тел обеспечивается посредством ряда резолюций, принятых Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций. Среди них особое значение отводится XVIII резолюции 1962 года, в рамках которой единогласно была провозглашена Декларация правовых принципов, посредством которых обеспечивалось регулирование деятельности стран в части исследования и использования космического пространства. Соответствующий договор, иначе именуемый Договором по космосу, был принят в 1967 году. В рамках этого договора в отношении космического пространства и небесных тел был установлен различный режим. Так, например, было утверждено, что Луна и иные небесные тела могут и должны быть использованы исключительно в мирных целях. Договором на Луне были запрещены следующие виды деятельности (рисунок 1).
Рисунок 1. Виды деятельности, запрещенные на Луне по Договору о космосе 1967 года. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В 1979 году на международном уровне было подписано Соглашение о Луне, а точнее – Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах. Согласно данному документу космос и небесные тела, в нем расположенные, считаются открытыми для исследования и использования всеми странами. При этом какая-либо дискриминация запрещается. Напротив, речь идет о признании космоса и небесных тел территорией общего использования и провозглашении свободного доступа во все районы небесных тел. В то же время не следует забывать, что космос представляет собой частично демилитаризованную зону, так как все страны обязались не выводить на земную орбиту какие-либо объекты с ядерным орудием или иными разновидностями оружия массового поражения, а также не устанавливать подобного рода оружие на небесных телах и не размещать каким-либо иным образом такое оружие в космическом пространстве.
В целом справедливо говорить о том, что современным международным правом категорически запрещается военное использование небесных тел, но в то же время допускается военное использование космоса. В то же время использование космоса должно соответствовать нормам международного права и Уставу ООН.
В настоящее время со стороны мирового сообщества прилагается немало сил для обеспечения полной демилитаризации космоса. Реализуемые в данном направлении усилия должны подкрепляться договоренностями сторон по предотвращению космической гонки вооружений. Именно поэтому в ХХ в. был подписан ряд универсальных договоров, по которым отдельные виды мирного использования космоса были запрещены, а наряду с ними под запрет попали и некоторые многосторонние международные соглашения касательно реализации частичных мер в сфере разоружения. Важную роль в достижении этой цели сыграло заключение между США и СССР соглашения об ограничении систем ПРО 1972 года и подписания в 1974 году протокола к нему.
В 2000 году Генеральной Ассамблеей ООН была принята еще одна резолюция, в которой говорилось о первостепенной важности строгого соблюдения уже подписанных соглашений о разоружении и ограничении вооружений в сфере космического пространства. В то же время там говорится о том, что сам по себе правовой режим, применяемый сегодня к космическому пространству, еще не гарантирует предотвращение гонки вооружений в этой среде. Соответственно, следует упрочивать и усиливать это режим, повышая его эффективность.
В настоящее время какие бы то ни было правовые гарантии предотвращения использования космоса в военных целях отсутствуют.