Международное сотрудничество в сфере образования
Международное сотрудничество в сфере образования – это система связей между странами, возникающих в сфере образовательных отношений.
Сам процесс международного сотрудничества в образовательной сфере предполагает решение различных вопросов на межгосударственном уровне, в том числе таких как:
- реализация права на образование;
- оказание помощи развивающимся странам;
- выстраивание единого образовательного пространства;
- развитие образования посредством осуществления обменов опытом и информацией;
- признание иностранных дипломов и пр.
Организация и развитие международного сотрудничества в сфере образования может преследовать различные цели, будь то расширение возможностей для получения доступа к образованию, совершенствование международных и/или внутригосударственных механизмов развития образования или же координация взаимодействия государства с другими странами и международными организациями в части развития образования.
Непосредственное участие в международном сотрудничестве в сфере образования принимают не только государства, но и организации, которые входят в систему образования. Само это участие обеспечивается посредством заключения договоров по вопросам образования с иностранными гражданами и организациями. К числу прочих направлений и форм международного сотрудничества в сфере образования могут быть отнесены:
- организация и проведение совместных фундаментальных и прикладных научных исследований, совместное проведение инновационной деятельности;
- студенческий и преподавательский обмен;
- разработка и реализация научных и образовательных программ в образовательной среде совместно с международными или иностранными организациями;
- участие в сетевых формах реализации образовательных программ;
- участие в деятельности международных организаций и проведении международных научно-исследовательских, образовательных и научно-технических проектов и пр.
Стоит отметить, что сегодня практически любое государство самостоятельно прописывает собственное законодательство в целях обеспечения нормативно-правового регулирования такой значимой отрасли экономики как образование. Важное значение при создании подобного рода нормативных актов играют международные документы, формирующие базовые предпосылки, которые должны находить свое отражение в национальных документах.
Ключевую роль в обеспечении правовой основы сотрудничества стран в сфере образования играют нормы международных стандартов, непосредственно закрепляющие право на образование и гарантии его предоставления.
Нормативно-правовая основа регулирования международных отношений в сфере образования
Международные отношения в сфере образования подлежат правовому регулированию. Осуществляется оно посредством целого ряда международно-правовых актов, имеющих универсальный характер. Наиболее известными из них являются Конвенция о правах ребенка; Всеобщая декларация прав человека, а также международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.
Стоит отметить, что международно-правовые акты, регулирующие сферу образования, накладывают свой отпечаток на создание формирование правовой основы регулирования образования на национальном уровне. Иначе говоря, они формируют базовые предпосылки, которые должны были быть отражены в национальных документах. К числу прочих международных документов, в которых так или иначе отражены вопросы организации международных отношений в сфере образования и предоставления права на него могут быть отнесены следующие конвенции и декларации (рисунок 1).
Рисунок 1. Международные документы, прямо или косвенно затрагивающие вопросы правового регулирования международных отношений в сфере образования. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Регулирование международных отношений в сфере образования обеспечивается посредством разработки различного рода международными организациями соответствующих рекомендаций. Немаловажную роль в нормативно-правовом регулировании образовательной среды на международном уровне играют Организация Объединенных Наций и ее структуры. Участие в этом процессе принимают такие всемирно известные организации, как UNESCO, UNICEF и ILO.
Вдобавок к этому разрабатывается соответствующее законодательство и на региональном уровне. Кроме того, существуют законодательные акты в сфере образования, которые входят в международное гуманитарное право.
Отдельное внимание в вопросах международного регулирования отношений в образовательной среде следует уделить двум взаимосвязанным стратегическим инициативам, а именно:
- Болонской декларации, принятой в 1999 году.
- Лиссабонской стратегии, разработанной и утвержденной в 2000 году.
Болонская декларация направлена на сближение и гармонизацию образовательных систем европейских государств, а также создание единого европейского пространства высшего образования. Главной целью Болонского процесса выступает формирование образовательного и научного пространства как основы повышения конкурентоспособности европейской высшей школы. Лиссабонская же стратегия направлена на превращение Европы в динамичную экономику знаний, что само по себе невозможно без развития и совершенствования образовательной среды. В том числе она предполагает укрепление международного сотрудничества в сфере профессионального образования и профессиональной подготовки
С практической точки зрения мероприятия, обеспечивающие реализацию обоих выше описанных механизмов, ориентированы непосредственно на развитие интеллектуального потенциала европейского региона, а точнее – на его формирование и использование как основы повышения стабильности роста экономики, создание дополнительных рабочих мест для высококвалифицированных специалистов и обеспечение социального согласия европейского общества. Их принятие оказало сильное влияние на повышение эффективности международного сотрудничества в образовательной среде европейских государств.