Дипломатическое представительство
Дипломатическое представительство – это государственный орган, расположенный заграницей, которые занимается представлением интересов своей страны.
Открытие дипломатического представительства происходит по взаимному согласию сторон, которое закрепляется в документальной форме. Оно действует от лица, которое его учредило. Основная цель представительства – поддержание международных отношений.
Выделяют три уровня дипломатических отношений:
- Посольство.
- Миссия во главе с посланником.
- Миссия во главе с поверенным в делах.
Венская конвенция о дипломатических отношениях является основным документом, регламентирующим сношения между странами. Она дополняется специальными документами по работе миссий, по обеспечению дипломатического иммунитета.
Дипломатические сношения – это основная форма построения мирных связей между странами. Сначала они устанавливаются на самом высоком уровне. Затем для открытия представительства к президенту страны, где оно будет работать, направляется специальный документ, который он должен подписать в случае согласия. Только после этого начинается процедура формирования и открытия дипломатического корпуса.
В задачи дипломатического представительства входят представительство своей страны, защита прав граждан, которые проживают на территории аккредитующего государства. Оно обеспечивает ведение переговоров, поощряет дружественные отношения, выполняет функции консульства.
Принимающая страна дает согласие на открытие представительства. Она же выносит решение о закрытии, в соответствии с международным обычаем.
Таким образом, дипломатическое представительство представляет собой орган государственной власти, расположенный в другой стране с целью защиты национальных интересов и организации дипломатических сношений.
Право международной дипломатии
Дипломатическое право является подотраслью международной юридической системы. Оно определяет функции и статус сношений стран, занимается вопросами положения и работы представительств, находящихся за рубежом.
До того, как сформировалась международная система права страны при организации дипломатических отношений опирались на обычай. Международный обычай – это исторически сложившееся правило поведения или источник права. То есть это определенная общепринятая традиция, которой придерживаются все стороны вне зависимости от своих взглядов и убеждений.
Кодификация международного права началась в 19 веке, после того, как были проведены конгрессы в Вене и в Аахене. Были закреплены принципы и нормы, согласно которым осуществляются внешние государственные сношения. Органами внешних сношений являются внутренние учреждения и представительства заграницей. Влияние правовой системы распространяется на все учреждения, занимающиеся внешнеполитическими делами.
Отношения с международными организациями так же регламентируются международным правом. В них тоже могут открываться дипломатические представительства стран. Эти представительства занимаются теми же делами, что и дипломатические учреждения, то есть представляют свое государство, поддерживают связь с организацией, обеспечивают участие, ведение переговоров, защиту интересов.
Работники этих представительств имеют те же привилегии, что и работники дипломатических миссий.
Порядок назначения главы дипломатического представительства
Аккредитация - это процесс, с помощью которого назначается и принимается глава дипломатического представительства. Сначала в органы государственной власти принимающей страны направляется запрос. Ожидается, что в ответ получит агреман или предварительное согласие. Необходимость этой процедуры предписана Венской конвенцией о дипломатических сношениях.
Это согласие запрашивается только для глав дипломатических миссий. Он поступает от убывающего посла или старшего сотрудника дипмиссии. В запросе могут указываться личные данные нового дипломатического представителя. Переписка в агремане не разглашается. Иногда он может запрашиваться устно, в этом случае и ответ поступает в устной форме. Государство может отказать в принятии конкретного лица без пояснений.
Если предлагаемое лицо принимается, то глава принимающей страны официально назначает его на пост дипломатического представителя. Далее президент подписывает верительные грамоты, которые визируются министром иностранных дел. Документ направляется главе принимающего государства. После того, как верительная грамота вручена, дипломатический представитель может приступить к работе.
Венская конвенция выделяет 3 уровня глав, избираемых для управления представительствами. Главами государств аккредитуются посланники и послы, министрами иностранных дел – поверенные в делах.
Персонал представительств также делится на три категории:
- Сотрудники дипломатических представительств имеют определенный ранг, иммунитет и привилегии. Ранг сохраняется даже после окончания службы.
- Бухгалтерские, экономические и другие функции исполняется административно-технический персонал.
- Шоферы, курьеры, дворники и другие составляют обслуживающий персонал представительств.
Сотрудники представительства и его имущество наделены дипломатическим иммунитетом. Только глава представительства может дать разрешение на посещение зданий и сооружений. Принимающее государство должно обеспечивать безопасность иностранных дипломатических представительств.
Представительства имеют право пользоваться национальным флагом и эмблемой. Они могут пользоваться таможенными привилегиями, свободой сношений со своим государством. Дипломаты наделены личными привилегиями, такими как неприкосновенность личности. Их нельзя арестовывать, задерживать. Частная резиденция, где проживают дипломатические представители так же пользуется правом неприкосновенности.