Европейский союз и Содружество Независимых государств
Европейский союз (ЕС) – это политико-экономическое объединение 27 европейских стран.
Европейский союз отличается двойственностью статуса, поскольку одновременно содержит в себе элементы международной организации с одной стороны, и элементы государственности – с другой стороны. Он включает в себя три типа компетенций (рисунок 1).
Рисунок 1. Ключевые компетенции Европейского Союза. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В состав исключительных компетенций Евросоюза входят такие сферы, как денежная политика, общая торговая политика, установление правил конкуренции, таможенный союз и сохранение морских биологических ресурсов. Совместные компетенции охватывают такие сферы, как территориальное, социальное и экономическое сплочение, внутренний рынок, сельское хозяйство, энергетика, транспорт, окружающая среда и пр. Вспомогательные (дополнительные) компетенции направлены на реализацию деятельности в сфере поддержки, координации и дополнения действий стран-членов Союза.
Содружество Независимых государств (СНГ) – это региональная межгосударственная организация, включающая в себя девять бывших советских республик (Армению, Азербайджан, Казахстан, Таджикистан, Белоруссию, Россию, Казахстан, Узбекистан и Молдавию).
СНГ является региональной международной организацией, по своему Уставу наделенной лишь одним видом компетенций. В частности, речь идет о совместных компетенциях, направленных на обеспечение прав и свобод человека, сотрудничество в построении и развитии общего экономического пространства и таможенной политики, координацию деятельности в сфере внешней политики, борьбу с организованной преступностью и сотрудничество в сфере охраны внешних границ и оборонной политики.
Для реализации вышеназванных компетенций в рамках ЕС и СНГ функционируют специальные органы управления.
Основные направления политики Евросоюза в отношении СНГ
Изначально отношения Европейского Союза и стран Содружества Независимых государств регулировались соглашением о торговле, экономическом и коммерческом сотрудничестве. Однако позже сферы взаимодействия были расширены. Речь пошла об учреждении механизма регулярного диалога по различным вопросам, включая внешнюю безопасность.
Наиболее активную политику в отношении стран СНГ Евросоюз начал проводить примерно с середины 2000-х годов, когда в результате расширений на восток он приблизился к границам постсоветского пространства. Именно тогда Европа начала считать СНГ зоной своих жизненно важных интересов. В последующие годы Европейский Союз все сильнее активизировал свою политику в отношении стран постсоветского пространства. Уже к началу 2020-гг. этот регион стал представлять собой скорее зону конкуренции, нежели сотрудничества. Однако, несмотря на все попытки, Евросоюз так и не смог существенно укрепить свое влияние в странах СНГ. Тем не менее, ЕС не остановится и в будущем все так же будет пытаться усилить свое влияние в регионе. Удастся ли ему добиться поставленной цели, однозначно сказать нельзя. В то же время очевидно, что в своих попытках он неизбежно столкнется с Россией, имеющей свои интересы в регионе.
В своей политике в отношении стран СНГ Европейский Союз стремится к приданию отношениям с СНГ институциональных форм межгосударственного союза. В виду этого многие эксперты-политологи считают, что Евросоюз совместно с НАТО хочет создать на границах с Россией так называемую «буферную зону», по своим очертаниям отдаленно совпадающую с «Балто-Черноморско-Каспийской дугой».
Восточное партнёрство ЕС со странами СНГ
Ключевыми объектами европейской политики соседства, иначе получившей название Восточного партнерства, стали 6 стран СНГ, а именно:
- Азербайджан;
- Армения;
- Беларусь;
- Грузия;
- Молдова;
- Украина.
Ключевой целью европейской политики соседства выступает целенаправленное формирование «кольца друзей» и их постепенная европеизация. Европеизация соседних государств в рамках проводимой Евросоюзом политики строится на распространении в них общеевропейских ценностей и стимулировании в них экономических и политических реформ, которые отвечали бы потребностям европейского бизнеса.
Постепенно политика соседства, проводимая Европейским Союзом в отношении стран СНГ, переросла их стратегии добрососедства в универсальную стратегию по освоению ресурсов Содружества и установлению контроля над регионом. Контроль над СНГ устанавливается совместными усилиями не только ЕС, но также НАТО и США.
Официально Евросоюз выдели четыре основных области Восточного партнерства. Ими стали:
- экономическое развитие и рыночные возможности;
- укрепление институтов и надлежащего управления;
- энергоэффективность, связь, изменение климата и окружающая среда;
- мобильность и контакты между людьми.
Таким образом, в рамках реализации политики соседства Евросоюз нацелен на то, чтобы сделать экономику, связь и общество более сильными и укрепить управление в целом. Помимо прочего, внимание уделяется вопросам борьбы с дискриминацией, развития гендерного равенства, структурированного взаимодействия с более широким кругом организаций гражданского общества, а также обеспечения долее индивидуализированных и прозрачных стратегических коммуникаций.
Ключевыми принципами построения Евросоюзом взаимодействия со странами СНГ в рамках европейской стратегии соседства выступаю индивидуальный подход к нуждам и интересам партнеров, балансировка распределения ресурсов и усилий между восточным и южным векторами Восточного партнерства, налаживание реального взаимодействия Союза со всеми партнёрами. Кроме того, речь идет о необходимости обеспечения большей гибкости в части распределения средств. Для этого предполагается пользоваться новыми финансовыми инструментами.
Наиболее важной и основной целью политики соседства, проводимой ЕС в отношении своих восточных соседей, на ближайшую перспективу является обеспечения стабильности в регионе.