Политика безопасности
Политика безопасности – это совокупность нормативных актов, руководящих принципов, правил, процедур и практических мероприятий в сфере обеспечения безопасности государства либо группы государств.
Безопасность представляет собой такое состояние системы, при котором система сохраняет свою целостность и нормальное функционирование вне зависимости от интенсивности влияния внешних факторов. Международная безопасность начинается с обеспечения национальной стабильности. Политика национальной безопасности включает в себя:
- Планирование обороны.
- Управление обороной и безопасностью.
- Практическое командование и управление.
Специальная группа ООН дала определение политике национальной безопасности как политике, которая задает направление для обеспечения потребностей народа и государства в стабильности и защите. Политика выражает взгляды управляющих институтов, правительства и чиновников. Она направлена на удовлетворение на удовлетворение потребностей общества в безопасности. В основе этого направления политики лежат документы, регламентирующие соответствующие мероприятия, методы контроля. Эти документы создаются для решения задач конкретной страны. Они затрагивают роль государства в международной системе, представление о международных вызовах и возможностях, обязанности исполнителей при рассмотрении этих вызовов.
Чтобы обеспечить безопасность, необходим комплексный подход, поиск консенсуса, исследование широкого спектра угроз, проведение тщательной оценки имеющихся на данным момент средств. Также важно учитывать международную ситуацию, стандарты, правила, участников и придерживаться норм международного права.
Политика безопасности ЕС
Германия является одной из ведущих стран ЕС, поэтому ее политика безопасности во многом перекликается с политикой Союза. В рамках политики безопасности ЕС реализуются меры в сфере обороны, военного дела, гражданского кризисного управления.
Предметом общей внешней политики безопасности ЕС является обеспечение мира и безопасности в Европе и в мире в целом. Для этого необходимо устранить вооруженные конфликты или предотвратить их. Уполномоченные органы ЕС имеют право устанавливать принципы и общие ориентиры в политике безопасности, они принимают стратегии или программные документы, которые фиксируют приоритетные направления. Также эти органы власти утверждают общие акции, издают решения, могут заключать международные соглашения с целью поддержания безопасности.
Все решения принимаются тройкой, состоящей из руководителя государства-председателя Совета, Генерального секретаря и Председателя Европейской комиссии. Стратегической целью является создание общих оборонных структур Союза.
Глобальный рост, мобильность, технический прогресс обеспечивают условия для процветания и позволяют более эффективно решать проблемы, стоящие перед мировым сообществом. Политика безопасности ЕС нацелена в том числе на то, чтобы укрепить положение Европы в мире, обеспечить безопасность собственных граждан и создать условия для процветания. С помощью политики безопасности руководители Союза хотят решать проблемы в других сферах, например, в сфере энергетической безопасности. Стратегическими приоритетами остаются вопросы обороны и военной безопасности. Страны Европы в большинстве своем входят в НАТО, поэтому рассматривается возможность создания Совместной декларации ЕС и НАТО.
Политика безопасности Германии в 21 веке
Сегодня ЕС реализует 17 миссий, которые поддерживают безопасность и стабильность в граничащих с ЕС регионах. В них задействованы несколько тысяч солдат, представителей внутренней безопасности и гражданские специалисты. Военно-морские силы ЕС следят за выполнением эмбарго ООН на поставки оружия в Ливию. Стоит отметить, что большинство миссий имеют гражданский характер.
Германия не может участвовать в захватнических войнах. Ее вооруженные силы используются только для защиты собственного суверенитета и целостности. Бундесвер стал принимать участие в миротворческих акциях не так давно. Бундесвер – это вооруженные силы ФРГ. Германия принимает участие в санкционированных ООН операциях по поддержанию и установлению мира. Немецкие военнослужащие стали активно привлекаться к участию в миротворческих операциях за рубежом.
Вооруженные силы страны включают в себя сухопутные, военно-воздушные и военно-морские войска. Германия принимала участие в конфликте в Югославии, в Сомали, в Афганистане, в странах Восточной Африки, в Ливане на границе с Израилем.
В 2013 году в Германии началась военная реформа. Бундесвер полностью преобразован в армию, которая может решать различные военные задачи. Также изменилась роль Германии в НАТО. Страна приобрела большую самостоятельность, чем в годы «холодной войны». Вплоть до 2010 года бундесвер не пересматривал свою роль в Альянсе. Реформа, проведенная в сфере вооруженных сил Германии, сблизила страну с НАТО. Страна обладает крупным оборонным бюджетом. Расходы на оборону составляют около 1,5 % ВВП ежегодно. Также происходит сокращении вооруженных сил.
Укрепление Германии в НАТО может играть важную роль для усиления партнерских отношений с другими странами в сфере установления безопасности и стабильности. С другой стороны, это укрепляет политические амбиции страны в ЕС и в мировом пространстве. Альянс также изменяется, что потребовало от Германии пересмотра установившихся отношений. Германия стремится стать глобальным игроком, что не может быть реализовано в краткосрочной перспективе, поэтому страна рассчитывает на региональное лидерство, что может обеспечить ее участие в НАТО.