Политическая автономия
Политическая автономия – это способность системы сохранять свою независимость и следовать самостоятельно выработанным принципам.
Автономия рассматривается в правовом аспекте как возможность некоего образования или системы руководствоваться собственными правилами и нормами в конкретных пределах. Политическая автономия базируется на следующих принципах:
- Автономия имеет право создавать свое законодательство для решения местных вопросов.
- Законы политической автономии не должны противоречить интересам государства и его составных частей.
Существует также форма административной автономии. Она не обладает правом издавать местные законы, при этом ее представительные органы издают нормативные акты в пределах имеющихся у них полномочий.
Политической автономией наделяется определенная территория государства. Народ, населяющий эту территорию, сохраняет за собой право самостоятельно решать собственные вопросы. Он может осуществлять самоуправление, сохранять свою культуру. Автономия позволяет сохранять самобытность этнических меньшинств. При этом государство обеспечивает основные функции в отношении автономии, позволяя ей действовать самостоятельно на местном уровне. Предоставление этих полномочий закрепляется в конституции.
Национально-государственная автономия представляет собой разновидность территориальной автономии. Часто она образуется в многонациональном государстве. В этом случае унитарное государство предоставляет территорию национальному меньшинству. Оно наделяется широкой степенью самостоятельности и определенными атрибутами государственной власти.
Крупные федеративные страны могут создавать автономные округа. В России автономные округа наделены правом быть самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических отношений. Они могут заключать соглашения с краями, областями, республиками и другими территориальными образованиями.
Экономическая взаимозависимость
Экономическая взаимозависимость представляет собой взаимную зависимость участников хозяйственной системы. Она возникает между странами, которые получают те товары и услуги, которые не могут произвести сами, от других государств, использующих их внутренние рынки сбыта. То есть в случае взаимозависимости одни государства закрывают экономические потребности своего общества, а другие сбывают блага, получая за это прибыль.
Экономическая теория концептуализирует международную экономическую взаимозависимость как альтернативные издержки. Они связаны с потенциальными издержками, которые возникают при разрыве действующих хозяйственных связей. Считается, что подобные изменения оказывают влияние на чувствительность страны к политической составляющей отношений и на способность к развитию.
Экономическая взаимозависимость стала усиливаться после Второй мировой войны. Причиной тому стал быстрый технический прогресс. Открытие национальных экономик стимулировало конкурентную борьбу, что положительным образом сказалось на экономическом росте и развитии.
Особое внимание уделяется вопросу экономической взаимозависимости как источнику конфликтов. Статистика говорит, что подобное состояние может привести и к войне, и к миру. Разные школы придерживаются диаметрально противоположных мнений.
Экономическая взаимозависимость воспринимается теоретиками по-разному в зависимости от масштаба и контекста. Для измерения этого явления используются разные методы и подходы.
Политическая автономия в условиях экономической взаимозависимости
Политическая автономия предполагает самостоятельность территорий в рамках государства. Это явление, как правило, закреплено законодательно. Примером может послужить Испания, где есть несколько автономных образований. Среди них:
- Страна Басков,
- Андалусия,
- Каталония.
Соседние с ней страны тоже имеют автономии. Отличительной особенностью управления политическими автономиями в Европе является наличие у них возможности самостоятельно определять свое социальное развитие и развитие в сфере образования.
В больших странах, придерживающихся устройства федерации, конфедерации или унитарного государства, основанием для придания территориям дополнительных полномочий является проживание на них этнических меньшинств. Задача образования политической автономии в этом случае заключается в том, чтобы дать народу развиваться в привычной для него среде. В России политическое устройство таково, что субъекты федерации получают достаточно большой круг полномочий. Правительством разрабатывались проекты наделения автономий полномочиями, но в результате было принято решение дать признаки независимости отдельным народам.
Политические автономии могут принимать нормативно-правовые акты, очень близкие по своей природе конституциям. В Испании и Италии они принимаются совместно с органами государственной власти. Также политические автономии могут создавать органы власти и наделять их законодательными полномочиями. Стоит отметить, что наличие законодательных полномочий не дает автономиям право на полную самостоятельность, они все же остаются ограниченными.
Экономическая взаимозависимость позволяет автономиям участвовать в экономических процессах и удовлетворять экономические потребности своего населения. Так же они могут выйти на международные рынки. Проблема заключается в том, что здесь автономии часто ограничены в своих полномочиях. Например, в России субъекты федерации могут вступать в международные отношения, но лишь в пределах, установленных законом. Любое другое взаимодействие должно происходить на уровне государственной власти.
Наличие рынков сбыта и возможность закрывать экономические потребности важны для хозяйственной стабильности и сохранения автономии. Однако экономическая взаимозависимость может привести и к тому, что территория будет зависима от поставок из других стран или регионов, что поставит ее в более слабое положение.