Международный Валютный Фонд (МВФ) – это специализированное учреждение ООН, рассматривающее вопросы краткосрочного кредитования стран-участников, в случае дефицита их платежного баланса
Функции и инструменты МВФ
Хартия МВФ была разработана рамках Бреттон-Вудской конференции ООН в июле 1944. Основные предложения по структуре и работе организации были внесены британскими и американскими специалистами – Дж. Кейнсом и Г. Уайтом. В работе конференции также принимала участие делегация из СССР, однако по ее итогам советская сторона отказалась присоединятся с создаваемой системе МВФ. Официально фонд был создан в 1945 году, а начал свою работу в 1947 году. В настоящее время членами фонда являются 189 стран, что охватывает практически все международное сообщество.
Основными целями деятельности фонда является содействие развитию международных валютных и торговых отношений, их либерализации, расширению практики использования многосторонних систем расчета, устранения валютных препятствий в торговле и таким образом повышение роста доходов населения мира. Также фонд имеет возможность использовать собственные средства для поддержки государств-членов в случае возникновений диспропорций платежного баланса, на определенных условиях, содержащих конкретные рекомендации в области торговой, социальной, бюджетной политики страны, направленные на устранение платежного дефицита.
В число основных функций МВФ входят:
- кредитование;
- консультация стран-должников;
- сбор и публикация аналитики;
- разработка стандартов финансовой статистики;
- содействие развитию международного финансового сотрудничества и т.д.
Главным источником финансирования МВФ являются квоты стран участников. Квоты определяются для каждой страны индивидуально, на основании ее положения в мировой экономике, и регулярно пересматриваются. Четверть квоты страна должна выплачивать в иностранной валюте, а три четверти в национальной. Начиная с 1969 года МВФ использует для внутренних расчетов такую единицу как СДР – Специальные права заимствования. СДР не является валютой в строгом смысле слова, однако страны могут обменивать СДР на денежные единицы. Курс СДР привязан к корзине из пяти валют.
Размер квот стран участников имеет центральное значение при принятии решений в МВФ. Каждая страна участник имеет базовые 250 голосов, а также получает 1 голос за каждые 100 тыс. СДР своего взноса. Получение кредитов от МВФ или напротив предоставление собственных средств для займов, также влияет на количество голосов в сторону их уменьшения или увеличения. Таким образом влияние стран на принятие решений организации находится в прямой зависимости от их экономического развития.
Основными инструментами МВФ являются:
- предоставление резервной доли (25% квоты страны в иностранной валюте);
- предоставление кредитной доли (которая не может превышать 200% квоты);
- резервные кредиты стэнд-бай (покупка иностранный валюты за национальную в рамках определенных договоренностей);
- механизм расширенного кредитования (предоставление более долгосрочных, до 3-4 лет кредитов, сверх кредитной доли, в несколько траншей).
Динамика отношений России и МВФ
Россия стала членом МВФ только в 1992 году и отношения с данным международным учреждением начались с нового исторического этапа нашей страны. В связи с распадом СССР, разрывом привычных экономических связей, а также переходом от командно-административной к рыночной модели экономики, экономическое положение страны было достаточно плачевным, и она нуждалась во внешних заимствованиях для проведения внутренних реформ и выполнения международных обязательств.
Первая программа кредитования была принята в 1992 году и предусматривала предоставление кредита на сумму 1 млрд. долларов двумя траншами, один из которых был осуществлен, а другой заморожен в силу несоответствия положения и политики страны требованиям МВФ.
Вторая программа была принята в 1993 году со смягчением условий предоставления кредитов. По ней были получены два транша по 1,5 млрд. долларов каждый, однако выдача еще четырех оказалась заморожена. Начиная с 1994 года экономическая ситуация в стране начинает постепенно выравниваться, что с одной стороны ведет к более охотному предоставлению кредитов со стороны МВФ, а с другой к постоянному ужесточению требований, таким как сокращение госдолга, инфляции, внешнеторговых льгот. К 1998 году Россия стала самым крупным заемщиком МВФ.
В 1998 году в РФ произошел дефолт, что привело к девальвации рубля и трехмесячному мораторию платежей по внешним обязательствам. Однако в 1999 году МВФ предложило новую программы кредитования страны сроком до 2000 года. Тем не менее после получения первого транша Россия отказалась от дальнейших финансовых вливаний, а к 2004 году полностью погасила свою задолженность перед МВФ благодаря высоким ценам на энергоносители на мировых рынках.
В настоящее время Россия является восьмым членом МВФ по размеру предоставляемой квоты – 2,7% от общего бюджета МВФ, и выступает страной-кредитором предоставляя собственные средства для выдачи займов другим странам.
Критика МВФ
Деятельность МВФ в мировом сообществе подвергается значительной критике. Она указывает на несоответствие целей МВФ реально проводимой политике организации. Согласно мнению экспертов те рекомендации которые выдает МВФ, а именно сокращение социальных программ, сокращение бюджетных расходов, усиление налогового гнета, отмена программ по сохранению окружающей среды, приватизация государственных монополий, в подавляющем большинстве случаев не приводят к прогнозируемым эффектам – т.е. улучшению экономической ситуации в стране, а напротив только усугубляет ее за счет роста социального напряжения и развала внутреннего производства.
Кредитная политика МВФ на практике оказывается направлена не на скорейшее оздоровление экономики страны, но на вовлечение ее в бесконечный круг заимствований, в котором выплата по кредитам становится невозможной без получения новых средств, что позволяет МВФ достаточно жестко диктовать свои условия.
Более того в своих требованиях МВФ всегда исходит из положения что платежный дефицит страны вызван исключительно внутренними причинами, в то время как воздействие внешних факторов зачастую игнорируется.
Наконец принятие важнейших решений МВФ требует большинства в 85% голосов, в то время как квота США составляет 17,08% всех голосов, что делает ее единственной страной обладающей фактически «правом вето» в отношении любых решений МВФ, а потому оказывающей наибольшее влияние на его политику.