Форум стран-экспортеров газа
Газовая отрасль является одной из основополагающих в России, поэтому Россия стремится наладить сотрудничество с другими странами - экспортерами газа для защиты своих национальных интересов. В 2001 году в Тегеране была предложена идея создать объединение таких стран. Затем это предложение вновь озвучивалось в 2002, 2005 годах со стороны России. Однако реализовываться она начала тогда, когда проект поддержал В.В Путин и во время визита в Катар, который является крупнейшей страной по добыче газа, договорился о координации действий в той сфере. Проект на стадии разработки испытывал определенное давление со стороны ЕС и США, что тормозило его реализацию.
В 2008 году состоялось принятие устава ФСЭГ (форум стран – экспортеров газа), а также выработаны общие принципы работы организации. Штаб-квартира была определена в Дохе - столице Катара. Так состоялось дипломатическое оформление Форума.
В число задач организации входит:
- обмен информацией по прогнозам;
- реализация инвестиционных программ;
- применение новых технологий;
- совместная работа по сжиженному природному газу;
- порядок взаимоотношений между странами-участницами.
Среди членов организации следующие страны:
- Россия
- Объединенный Арабские Эмираты
- Тринидад и Тобаго
- Алжир
- Ливия
- Боливия
- Катар
- Египет
- Венесуэла
- Нигерия
- Иран
- Нигерия
- Экваториальная Гвинея.
В числе наблюдателей состоят Ирак, Норвегия, Оман, Перу, Азербайджан, Ангола, Казахстан, Норвегия.
В ФСЭГ входят страны, которые владеют 73% мировых запасов газа и обеспечивают 42% его добычи. Часто организацию называют «газовый ОПЕК», подчеркивая отраслевой характер и схожесть общих принципов действия, однако сам подход к нефти и газу совершенно разный. Условия торговли газом таковы, что регулировать ценообразование на рынке чрезвычайно сложно.
В ответ на организацию Форума ЕС и США отреагировали весьма неодобрительно. США заявили о том, что создание «газовой ОПЕК» будет ими рассматриваться как умышленная угроза Америке, с их точки зрения ФСЭГ представляет собой «глобальную организацию по вымогательству и рэкету». Европа также была обеспокоена, поскольку создание ФСЭГ означало отказ от энергетической хартии, при помощи которой страны Европы – импортеры газа – пытались диктовать свои условия для тех, кто его экспортирует. После создания ФСЭГ и отказа России от энергетической хартии в 2009 году Европа попыталась исключить Россию из поставщиков газа, пытаясь увеличить поставки газа из Норвегии и Алжира, однако этот план не удался, т.к. запасы Норвегии не велики, а Алжир не заинтересован в увеличении своих поставок.
Такая международная обстановка определила главную цель ФСЭГ: обеспечение суверенных прав стран на владение своими запасами газа, их добычу и реализацию в интересах своих народов, а также обмен мнениями и информацией для развития газовой промышленности.
Россия и ФСЭГ
Россия является одной из стран, которая активно участвует в деятельности ФСЭГ. За время существования организации было проведено 4 саммита и 19 министерских встреч. В 2010 году была разработана концепция «Глобальной газовой инициативы», которая предусматривала продвижение газа на новые рынки, разработку модели спроса и предложения, учреждение фонда для финансирования газовой кампании, создание Международного института газа.
Страны пытаются продвигать природный газ как продукт, который является экологически чистым, экономически незатратным, удобным для пользования. В Декларации, принятой в 2017 году, страны – экспортеры газа еще раз подчеркнули свое суверенное право на самостоятельное использование газа, его добычу и продажу. Также как одно из приоритетных направлений было озвучено разработка и внедрение новых технологий. Страны выступили против попыток введения санкций в газовой сфере. Целью организации является обеспечение прозрачности на рынке, создание справедливых цен на газ, создание долгосрочных контрактов и сохранение инвестиционной привлекательности газовой отрасли.
С Туркменистаном у России складываются непростые отношения. В Туркменистане сосредоточены четвертые по размеру залежи природного газа. Однако Туркменистан отказался от участия в ФСЭГ, кроме того, в 2015 году было начато строительство газопровода Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия без участия России, что не может не настораживать руководство страны.
Российский экспорт газа
Согласно данным за 2018 год Россия экспортировала 248 млрд м3 газа: 81: ушел в Европу, 12% - в страны СНГ, 7% - на внешний рынок в виде сжиженного газа. Таким образом, налицо огромная зависимость России от стран Европы как потребителей и покупателей природного газа, что само по себе ставит под удар российскую экономику в случае попыток Европы отказаться от нашего газа. Однако доступ в другие регионы остается закрытым до того момента, пока не будет построен новый газопровод «Сила Сибири» для Китая. Кроме того, на повестке дня стоит расширение торговли за счет сжиженного газа. Постепенно спрос на природный газ смещается в Азиатско-Тихоокеанский регион, где усиленно развивающиеся экономики Китая, Индии и других стран нуждаются в увеличении поставок газа. Задача России – найти пути присутствовать на рынке АТР и составить конкуренцию для других стран – поставщиков газа. Одновременно с ростом спроса на газ в Азии спрос в Европе будет снижаться, что следует из замедления темпов экономического роста.
По оценке экспертов перспективной сферой является увеличение объемов поставки именно сжиженного газа. Его плюсами является простота транспортировки и потому сниженная цена. Ограничением российского импорта в Европу является обеспокоенность ЕС по поводу зависимости от российских поставок газа, а также проблема транзита (транзитный кризис 2009 года в связи с Украиной). Однако для решения последней проблемы Россия уже начала предпринимать шаги, реализовывая крупные проекты по строительству трубопроводов Северный поток – 2 и Турецкий поток. Использование сжиженного газа также снимет данную напряженность.