Нелегальная миграция
Нелегальная миграция – это переезд граждан из одной страны в другую в целях нелегального трудоустройства.
К нелегальным мигрантам обычно принято относить лиц, въезжающих в страну, минуя пограничный контроль или по фальшивым документам, а также нарушивших условия временного пребывания на территории иностранного государства.
Нелегальная миграция влечет за собой множество негативных последствий. Среди них – отрицательное влияние на этническую и демографическую ситуацию в принимающей иммигрантов стране.
Анализ опыта противодействия нелегальной миграции в Европейском союзе
Страны-участницы ЕС одной из первоочередных своих задач провозглашают равенство и защиту прав мигрантов и реализуют селективную политику относительно различных категорий мигрантов и стран их исхода. Все это порождает незаконную миграцию.
Проблема незаконной миграции является одной из наиболее серьезных для современного Евросоюза. Своего пика миграционный кризис достиг в середине 2015 года. Согласно статистическим данным в общей сложности на территории ЕС находилось более 2,1 миллионов незаконных мигрантов. Благодаря оперативно принятым мерам к 2017 году эту цифру удалось снизить до 618 780.
По количеству нелегальных мигрантов в ЕС лидируют следующие страны:
- Германия;
- Франция;
- Греция;
- Великобритания (на момент ее нахождения в составе ЕС);
- Испания.
Основным источником поступления в страны ЕС нелегалов выступает Ближний Восток.
Основное внимание стран Евросоюза в вопросах борьбы с незаконной миграцией сосредоточено в сфере правового регулирования миграционных потоков в Европе. В отличие от российского законодательства, европейская директива устанавливает одну единую процедуру удаления из стран ЕС незаконных мигрантов, а именно – возврат. Она же обязывает выносить запрет на их въезд, но, в отличие от российского законодательства, всего в двух случаях – если обязанность добровольного возврата не была соблюдена или, если не было предоставлено никакого срока для добровольного отъезда. Во всех остальных случаях решения о высылке могут сопровождаться запретом въезда по усмотрению государств. Таким образом, в Европейском Союзе отсутствуют единые для всех государств-членов основания для запрета въезда в ЕС.
Европейский Союз в борьбе с незаконной миграцией активно сотрудничает и с третьими странами, принимая меры по преграждению потока мигрантов до того, как он сумеет достичь Шенгенской границы. Заключая соглашение о сотрудничестве с ЕС государства-партнеры принимают на себя обязательства по сдерживанию нелегальной миграции. Одним из подобного рода обязательств выступает соглашение о реадмиссии. В обмен ЕС предлагает странам-партнерам упростить визовый режим для их граждан.
Как показала практика, сотрудничество со странами-поставщиками нелегальных мигрантов и странами транзита ссогло принести свои плоды. Так, например, благодаря достигнутым с Турцией договоренностям удалось более, чем на 90% снизить число ежедневных переездов мигрантов из этой страны на греческие острова. Помимо прочего Евросоюз активно ведет борьбу и с незаконной контрабандой людей.
В целом анализ основных направлений противодействия нелегальной миграции в Европейском Союзе позволяет говорить о комплексности используемого подхода. Тем не менее, статистика по-прежнему остается неутешительной. Одной из причин тому считается либеральная политика в отношении незаконных мигрантов, чьи действия по незаконному въезду, проживанию, реализации трудовой деятельности на уровне Евросоюза не признаются преступными.
Анализ опыта противодействия нелегальной миграции в России
В России проблема нелегальной миграции также ощущается довольно остро. По различным оценкам общая численность нелегальных мигрантов в стране варьируется от 1,5 до 15 миллионов человек. Нелегальная миграция ведет к появлению проблем в сфере национальной безопасности РФ (рисунок 1).
Рисунок 1. Факторы угрозы безопасности РФ из-за нелегальной миграции. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Российское законодательство, регулирующее вопросы миграции, выделяет три основных способа удаления из страны незаконных мигрантов:
- депортация;
- административное выдворение;
- реадмиссия.
При этом российское законодательство не конкретизирует, должна ли в том или ином случае применяться четко определенная процедура или же они могут использоваться в совокупности. Разберемся в сущность этих понятий.
Депортация представляет собой принудительную высылку иностранного гражданина из РФ в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания на территории страны. Решение о депортации принимают должностные лица миграционных органов РФ или пограничники ФСБ РФ.
Суть административного выдворения сводится к выдворению принудительному и контролируемому перемещению за пределы страны иностранных граждан и лиц без гражданства. Принудительное выдворение имеет статус административного наказания; оно может быть назначено исключительно на основании решения суда.
Реадмиссия представляет собой процедуру, когда иностранное государство принимает обратно своих граждан, нелегально находившихся на территории РФ. В отличие от депортации и выдворения, реадмиссия может быть применена в отношении лиц, не имеющих документов, удостоверяющих личность.
Помимо прочего в Росси также применяются и другие защитные меры, такие как проведение мониторинга ситуации, выявление нелегалов и применение к ним и лицам, организующим незаконную миграцию, мер административной и уголовной ответственности.
В целом эксперты отмечают, что в России применяются довольно эффективные (в сравнении с Евросоюзом) нормы права, которые устанавливают императивное требование о запрете въезда при депортации, выдворении и реадмиссии. В то же время, следует понимать, что в большинстве случаев все депортационные мероприятия служат расходными обязательствами РФ, а потому было бы целесообразно перенять опыт Евросоюза по применению обеспечительных мер. Особого внимания заслуживает опыт ЕС в части правового регулирования ответственности транспортных компаний по возвращению незаконных мигрантов и оплаты расходов по их содержанию.