Общая характеристика налоговой системы Индии
Налоговая система – это совокупность налогов, устанавливаемых государственной властью, принципов и методов их начисления, уплаты, налогового контроля.
Налоговая система в Индии служит основой для выполнения государством своих функций, а сами налоги – выступают главным источником доходов бюджетов различных уровней. Основополагающими принципами построения налоговой системы считаются всеобщность, обязательность, равнонапряженность, равенство и справедливость. Государство обладает монопольным правом взимания налогов.
В Индии уже много лет функционирует единый закон о налогообложении, принятый на основании Акта о налогообложении в 1961 году. В соответствии с действующим в стране законодательством в современной Индии взимается достаточно большое количество различных налогов и иных обязательных платежей, поступающих в бюджеты различных уровней. При этом главной задачей фискальных органов остается контроль за правильностью исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов в бюджет налогоплательщиками.
Традиционно все налоги в Индии подразделяются на два основных типа:
- прямые;
- косвенные.
Прямые налоги уплачиваются непосредственно с получаемого дохода, имущества или определенного вида деятельности. Косвенные налоги, как правило, платят в качестве надбавки к цене.
В то время как прямые налоги в Индии взимаются с облагаемого налогом дохода, получаемого юридическими и физическими лицами, бремя уплаты налогов на депозиты возлагается на самих оценщиков. С другой стороны, косвенные налоги в Индии взимаются с продажи и предоставления товаров и услуг, соответственно, и бремя по сбору и депонированию налогов возложено на продавцов, а не оценщиков напрямую.
Налоговая система в Индии построена таким образом, что налоги в бюджет взимаются центральным правительством страны и правительствами штатов. Ряд незначительных налогов также взимается местными властями, к коим относятся местные органы власти и муниципалитет.
За последние годы центральным правительством индии и правительствами многих штатов были предприняты различные политические реформы, призванные упростить процессы взыскания и использования налоговых поступлений для обеспечения большей справедливости, предсказуемости и автоматизации.
Специфика и особенности налоговой системы Индии
Согласно действующей в стране Конституции центральное правительство принимает решение по наиболее важным налогам и сборам (рисунок 1). Часть налоговых доходов центрального правительства передается регионам (штатам).
Рисунок 1. Основные налоги, взимаемые центральным правительством Индии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Определенные налоги взимаются правительствами штатов. К ним, например, относятся налог на добавленную стоимость, налог на фонд заработной платы, налог на дивиденды, налог на наследство и дарение, гербовый сбор и пр.
Определенная часть налогов устанавливается и, соответственно, взимается, местными органами власти. Так, например, речь идет о налоге на недвижимость, налогах на коммунальные услуги, налоге на ввоз товаров для местного использования и др.
С точки зрения фискальных и социально-экономических отношений наиболее значимыми считаются налог на прибыль корпораций и косвенные налоги. Налогоплательщиками корпоративного налога на прибыли выступают:
- компании-резиденты (в отношении доходов, полученных по всему миру);
- компании-нерезиденты (в отношении доходов от источников в Индии).
Налог на прибыль взимается с прибыли корпорации, формируемой за счет доходов от производства, торговли, прироста капитала и пассивных доходов. При определении налоговой базы учитываются стандартные деловые расходы и иные расходы, указанные в законе. Для индийских компаний ставка налога на прибыль составляет 30%, для иностранных компаний и их филиалов – 40 %.
Непрямые (косвенные) налоги в Индии представлены в основном таможенными пошлинами и акцизами. Механизм действия многих косвенных налогов требует улучшения.
Для налоговой системы Индии на современном этапе ее развития характерны чрезмерная сложность и непрозрачность в сравнении с лучшими мировыми образцами. Относительно сложным, запутанным и не очень прозрачным является и налогообложение потребления. Одни и те же налоги могут использоваться на различных уровнях государственного управления.
В целях обеспечения сбалансированности фискальных полномочий центральному правительству страны предоставлено право облагать налогами производство товаров, а штатам (регионам) – их потребление. Налогообложение услуг считается компетенцией центра, который также взымает налоги и на экспортную продукцию. В ведение штатов передано взимание налогов на азартные игры и развлечения. Отдельными налогами облагаются электричество, автомобили, транспорт. Ставки налога варьируются в зависимости от штата, что усугубляет общую сложность системы.
Уровень современных налоговых поступлений в стране недостаточен для финансирования всех необходимых инфраструктурных проектов и решения проблем, назревших сфере здравоохранения, образования, бедности. Действующая в Индии налоговая система определенно требует дальнейших реформ, проработки новых принципов взаимодействия государства и налогоплательщиков.
Отдельного внимания заслуживает структура налоговой системы Индии. Здесь прослеживается ярко выраженная тенденция повышения удельной доли прямого налогообложения налогов на доходы, прибыль и прирост капитала и сокращения удельного веса косвенного налогообложения (налогов на услуги и товары) и налогов на международную торговлю.
В целом показатели, характеризующие современное состояние налоговой системы Индии, не вполне отвечают социально-экономическим достижениям страны. В то же время сама система налогообложения характеризуется четко разграниченными полномочиями между центральными, региональными и местными органами власти.