Мягкая сила – это совокупность факторов культурной и имиджевой привлекательности государственного образования.
Понятия «мягкой» и «жесткой» силы
Концепция мягкой силы была разработана Дж. Наем-младшим в 90-х годах и продолжала им последовательно развиваться в новом тысячелетии. Вместе с тем сам термин «мягкой силы» или «мягкой мощи» приобрел значительную популярность и распространение, проникнув не только в политический дискурс и СМИ, но также на уровень общественного обсуждения, что неизбежно сказалось на диффузии его содержания, которое стало куда более расплывчатым, чем изначальное определение, сформулированное Наем в 90-х годах.
«Мягкая мощь» и «жесткая сила» представляют собой два альтернативных ресурса для проведения в действительность политических целей и интересов государства, при этом находясь в своеобразном противопоставлении мягкая и жесткая силы не образуют диалектического единства, но имеют разный источник и подчиняются разным закономерностям существования. Уменьшение жесткой силы, отнюдь не влечет за собой рост мягкой мощи и наоборот.
Под жесткой силой понимается не только вооруженные силы страны и возможности их применения, но также ее экономическая мощь и экспансия, экономические методы воздействия на субъекты (санкции, блокады, кредиты и т.д.), территориальное расширение. Так волны расширения как НАТО, так и ЕС за счет вступления новых членов являются непосредственными проявлениями жесткой силы.
Мягкая мощь в свою очередь представляет собой накопленный культурно-исторический потенциал, она основывается на образе государства и страны, его имидже, распространенности культуры, языка, научных достижений, моды, использовании морально-нравственных концепций. Воздействие мягкой мощи выражается в росте симпатий и доверия к определенной стране, ее политическому руководству и обществу, стремлении к копированию и подражанию, а также ориентации на сотрудничество и кооперацию.
Мягкую мощь и жесткую силу можно сопоставить по трем основным параметрам:
- природа;
- потенциал;
- источник.
Природа жесткой силы заключается в принуждении оппонента, а мягкой мощи в его убеждении, основанном на симпатии. Потенциал жёсткой силы может стремительно колебаться в рамках короткого исторического периода. Так военное поражение повлечет за собой ее уменьшение или обнуление (как например, при оккупации Германии и Японии после Второй Мировой войны и запрете на формирование собственных ВС), с другой стороны целенаправленные усилия правительства позволяют в достаточно сжатые, по историческим меркам, сроки нарастить потенциал жесткой силы, как ее экономической, так и военной и территориальной составляющей.
Мягкая сила формируется как бы сама собой в рамках социально-исторического процесса и действующему правительству приходится оперировать тем потенциалом мягкой мощи, который как бы достался ему в наследство. Использование мероприятий, направленных на популяризацию культуры, языка, образа жизни страны способны увеличить потенциал мягкой мощи, однако легко могут дать и обратный эффект, его будут восприняты как пропаганда.
Источником жесткой силы выступают политические элиты государства, его правительство. Сама по себе жесткая сила пассивна, ее прикладывание к субъекту международной политики является всегда актом волеизъявления политических элит страны, их сознательным шагом по обеспечению национальных интересов. Источником мягкой силы выступает само общество, и в отличие от жесткой она активна, а потому способна действовать в обход государственных каналов и решений, причем самым непредсказуемым образом, не всегда благоприятным для политических элит, как в пользу, так и против национальных интересов. Так, например, в период проведения военной операции США в Ираке патриотичная позиция американских военнослужащих-идеалистов, отдающих свои жизни за ценности свободы и демократии, вызывала сочувствие с одновременным осуждением самого факта вторжения в Ирак исключительно в экономических целях.
Миссии и операции ЕС с точки зрения проявления мягкой мощи
Начиная с 2000-х годов в ЕС начался процесс разработки общей внешней политики, а также политики в области безопасности и обороны (ОПБО), которые нашли свое развитие в Европейской стратегии безопасности 2003 года и Лиссабонском договоре 2009 года. В данных документах закрепляется понятие безопасности, основные угрозы безопасности на региональном и глобальном уровне, а также те методы и инструменты которые может задействовать ЕС для урегулирования конфликтов, представляющих угрозу для безопасности самого ЕС, как на его границах, так и за его пределами.
Согласно Лиссабонскому договору за ЕС закрепляется функции по решению Петерсбергских задач:
- операций по разоружению;
- кризисное регулирование;
- гуманитарные и спасательные миссии;
- миссии советнической помощи по военной линии.
Всего в рамках реализации данных задач ЕС было проведено более 25 миссий и операций, которые носили как военный, так и смешенный (гражданский) характер. К наиболее известным военным операциям относятся «Алтея» (Алфея) в Боснии и Герцеговине, которая стартовала в 2004 году и осуществляется по сей день. В задачи операции входит демонстрация военного присутствия ЕС в регионе для предотвращения межэтнических конфликтов, а также содействие местным властям в организации национальных ВС и силовых ведомств. А также операция «Аталанта» осуществляемая ВМС стран ЕС в районе северо-западной части Индийского океана и побережья Сомали для противодействия пиратству. Операция осуществляется с 2008 года и действует до сих пор (в последний раз продлена до конца 2020 года). Несмотря на успех операции в виде практически полного сокращения числа нападений на суда, нестабильность в самом Сомали, вынуждает ЕС продлять ее раз за разом для профилактики пиратства.
«Гражданские» операции ЕС осуществляются в Мали, Сомали, Афганистане, Палестине, Косово, на Молдавско-Украинской границе, в Грузии, Ливии и других регионах мира. Как правило они представляют собой либо присутствие военных советников и специалистов, способствующих подготовке и формированию национальных ВС и полицейских корпусов стран, либо полицейские операции по поддержанию порядка, либо функции наблюдателей.
При этом следует отметить, что даже при условии отсутствия воинского контингента стран ЕС в зоне работы миссии, они являются прямым проецированием административно-военного аппарата ЕС на третьи страны, что не позволяет их рассматривать как инструмент мягкой силы.
Мягкая сила ЕС
Согласно оценкам экспертов ЕС является лидером в области обладания и потенциала мягкой силы, значительно обгоняя по данному параметру США, как главного претендента на лидерство во всех областях. Хотя каждая европейская держава в отдельности и проигрывает США в своем культурно-трансформационным воздействии на мир, ЕС как наднациональная структура обладает совокупным потенциалом входящих в него стран, что делает его мягкую силу наибольшей в мире.
Она реализуется через доминирование ЕС как в области науки – на европейских ученых приходится большинство нобелевских премий, так в области различных культурных достижений – распространении фильмов, музыкальных дисков, литературы, моды. Кроме того, именно европейские языки являются наиболее распространенными в мире, а английский язык используется самими США.
Также ЕС позиционирует себя на мировой политической арене как центр этических, моральных, политических ценностей, гуманизма и транснационализма, как общество справедливости, оплот международного права, что позволяет ему критиковать недостаточно «этические» позиции других стран.