Межкультурная коммуникация в сфере бизнеса
Межкультурная коммуникация – это общение между людьми, принадлежащим к разным культурным группам.
Это непосредственные контакты между людьми, осуществляемые с помощью речи, языка, электронной переписки. Межкультурная коммуникация представляет собой дисциплину, находящуюся на стыке философии, лингвистики, культурологи, этнологии, социологии и антропологии. Как отдельное научное направление, она стала развиваться в 50-х годах. Изначально для этого феномена использовалось классическое представление о культуре. Сейчас большое внимание уделяется динамике, культуре, как образу жизни. Процессы глобализации усиливают процессы, требуют новых подходов в связи и интенсивной миграцией.
Межкультурная коммуникация, как научная дисциплина, находится в процессе формирования. Она развивается в прикладном направлении и носит междисциплинарный характер.
Коммуникация может принимать следующие формы:
- межличностную,
- межгрупповую и внутригрупповую,
- профессиональную,
- массовую,
- межкультурную,
- электронную.
Она может быть информативной, коммуникативной, аффективно-оценочной, рекреативной, убеждающей, ритуальной. Коммуникация может осуществляться вербально и невербально. Для невербальной передачи информации используются мимика, жесты, прикосновения и т. д.
Сложность межкультурной коммуникации заключается в том, что в разных странах есть свои особенности, например, где-то рукопожатие считается средством приветствия, в других странах для этого используются поцелуи в щеку или поклоны. Различается способ коммуникации с людьми разного возраста. Порядок ведения переговоров так же может различаться в зависимости от места их проведения.
Таким образом, межкультурная коммуникация представляет общение с представителями других культур. В некоторых странах определяющим фактором коммуникации является религия.
Кросс-культурный менеджмент
Межкультурную коммуникацию стали изучать американские ученые в 50-е – 60-е годы прошлого века. Тогда менеджеры начали отмечать разницу в общении с представителями других стран. Основами исследования стали различия в управленческих проблемах. В результате была создана специальная дисциплина – «кросс-культурный менеджмент».
Изучение коммуникации проводилось на глобальном и транснациональном уровне. Причиной стало проникновение крупных компаний в другие страны. В тот период считалось, что важно изучить культуру страны в целом, чтобы иметь инструменты влияния или налаживания коммуникации. Были созданы социоэкономические оценки каждой национальной модели. Ученые пришли к выводу, что все народы различаются системами ценностей, которые вырабатывались столетиями.
Далее были типизированы корпоративные культуры. Исследователи пришли к выводу, что различия связны с особенностями экономического менталитета и с внутренней парадигмой развития.
Сближение стран, региональная интеграция привели к тому, что межкультурная коммуникация сосредоточилась на исследовании «культурного разнообразия» внутри больших культур. Стали разрабатываться механизмы, которые позволяет обеспечить эффективное управление с учетом особенностей страны размещения.
Культура рассматривается как процесс программирования. Культурная коммуникация в разных странах определяется дистанцией власти, отношением к неопределенности, соотношением женственности и мужественности, коллективизма и индивидуализма.
Культурно-обусловленные стили ведения деловых переговоров
Межкультурные переговоры – это процесс, при котором как минимум два участника имеют разные культурные ценности, то есть стороны принадлежат к разным культурам, и каждая сторона стремится реализовать свой интерес.
Специалисты отметили, что руководители крупных компаний могут пренебрегать изучением культуры других стран, что негативным образом сказывается на развитии их бизнеса. Япония и страны Европы ожидают усиления конкуренции, поэтому используют другой подход – налаживают связи с потенциальными конкурентами.
Сегодня межкультурная коммуникация стала частью жизни общества. Благодаря современным технологиям расстояния между странами и предпринимателями практически нет. Умение объединять различные социально-культурные группы стало средством избегания рисков конфликтов. Культура влияет на концентрацию знаний.
Одной из проблем, которую пытаются устранить стороны переговоров является языковой барьер. При ведении межкультурных переговоров в сфере бизнеса нужно помнить о следующих аспектах:
- Культурная обусловленность. Не всегда другая сторона руководствуется теми же ценностями, что и сторона, инициировавшая переговоры.
- Посредничество. Например, японцы не высказывают несогласия с другой стороной, но чтобы переговоры не зашли в тупик, они используют для этого третье лицо.
- Уровень доверия к собеседнику так же зависит от особенностей культуры.
- Переговоры должны вести к решению проблемы, поэтому каждая сторона заранее рассматривает несколько вариантов, которые приведут к максимальной реализации задуманного или к минимальной.
Ученые выделили ряд навыков, которые могут сделать переговоры более эффективными. Это умение смотреть на мир глазами другого, умение доказывать преимущества, умение управлять стрессами и сохранять равновесие. Так же стороны должны быть настроен на демонстрацию восприимчивости, гибкость. Постановка голоса, грамотная речь, использование адекватных терминов и оборотов могут стать полезным инструментом в достижении целей в переговорах.