Внешнеэкономические связи
Внешнеэкономические связи – это взаимодействие между странами в сфере экономики.
Они возникают в сфере торговли, обмена продовольственными товарами, интеллектуальной собственностью. Внешнеэкономические связи затрагивают сферу финансового обращения, производственную кооперацию, создание производственных цепочек, движение капитала и инвестиционные проекты. Взаимодействие происходит вследствие движения потоков благ и денег. Они могут двигаться из страны – экспорт, либо поступать в нее – импорт.
Внешнеэкономические связи формируются вследствие международного разделения труда. Страна не может полностью закрыть потребности внутреннего рынка, поэтому обращается за благами к иностранным поставщикам. Однако, если у нее достаточно ресурсов и производство товаров и услуг обойдется дешевле, чем покупка на мировом рынке, то страна будет стремиться экспортировать это благо в другие государства.
Экономические отношения между странами способствуют межгосударственному обмену средств, непрерывности расчетов. Мировой рынок устанавливает такое соотношение между предложением и спросом, которое формирует равновесную цену. Страны могут увеличить доход за счет наращивания объемов экспорта и расширения рынков сбыта. Доход от импорта поступает в виде таможенных платежей.
Уменьшение количества общественного труда и денежных средств, затрачиваемых на обеспечение потребностей населения, является основной целью внешнеэкономических связей. Международное разделение труда способствует движению товаров и услуг, их распределению между странами. Если раньше производство зависело от природно-климатических условий, то теперь оно определяется степенью научно-технического прогресса и возможностью внедрять инновации. Кооперация стала необходимым шагом на пути инновационного развития, так как не все страны способны использовать достижения науки и техники.
Внешнеэкономические связи субъектов РФ
Федеральный закон «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ» дает право субъектам РФ полномочия на осуществление внешнеэкономических связей с иностранными государствами и их субъектами. Они также могут взаимодействовать с органами государственной власти других стран.
Под международными связями в данном законе понимаются следующие виды отношений:
- Торгово-экономические.
- Научно-технические.
- Экологические.
- Гуманитарные.
- Культурные.
Несмотря на некоторые геополитические сложности, страна стремится развивать взаимодействие с другими государствами, международными организациями и крупными иностранными предпринимателями. Россия представляет собой крупное государство с большой территорией и неравномерным развитием регионов. Поэтому одним из способов улучшения положения территорий, особенно отдаленных, является проведение мероприятий по привлечению прямых иностранных инвестиций. Для этого создаются свободные экономические зоны с выгодными таможенными и налоговыми условиями.
В результате у местного населения появляется возможность трудоустроиться, повысить уровень дохода. Это положительным образом сказывается на социально-экономическом развитии территории. Федеральный закон обеспечивает органичное сочетание прав и ответственности, укрепляет организующее начало, повышает отдачу от использования потенциала межрегионального сотрудничества.
Международные связи субъектов РФ
Территориальное расположение РФ определяет направления взаимодействия регионов с разными иностранными контрагентами. Например, на западе страна граничит с ЕС. Калининградская область накопила опыт в сфере продуктивного решения конфликтов при установлении международных связей. Особенно часто спорные ситуации возникают в части обеспечения транзита.
Российское законодательство в данной сфере доработано, поэтому субъекты РФ активно подключаются к еврорегиональному сотрудничеству. МИД России разработал документы к конвенции по сотрудничеству на европейском пространстве. Российские территории принимают активное участие в развитии туризма, культурном обмене, спортивных мероприятиях, также сотрудничают в научной сфере.
Сложности в отношениях с западными странами привели к тому, что Россия активизировала свои связи на Дальнем Востоке и со странами Азии. Особенно быстро развиваются отношения с Китаем. Так Россия стала рынком сбыта для китайской легкой промышленности и нашла покупателя для сырьевых продуктов. Также страны урегулировали между собой вопрос границ, поэтому претензий друг к другу у них не осталось. Помимо того, развиваются взаимоотношения с Северной и Южной Кореей, Монголией, Японией.
Субъекты РФ, находящиеся на Дальнем Востоке и в Сибири, заинтересованы в сотрудничестве со странами Азии и во вступлении в АТЭС. Алтайский край и Республика Алтай выстраивают долгосрочные отношения с Китаем, Казахстаном и Монголией. Сотрудничество осуществляется в сфере культуры, образования, окружающей среды, инвестиционной и экономической деятельности.
Послы России в разных странах способствуют организации отношений с иностранными контрагентами. Они координируют деятельность и контролируют работу российских представительств заграницей. Руководители этих организаций должны обязательно согласовывать свои шаги с уполномоченным послом, так как последний определяет вектор взаимодействия с государственными органами страны, в которой он работает.
Основным инструментом координации отношений продолжает оставаться законодательство России. Оно постоянно дорабатывается, но сохраняются противоречия, которые мешают эффективному установлению отношений. Например, сложность и непрозрачность налогового права останавливает иностранных инвесторов от участия во многих российских проектах. Помимо геополитических разногласий, трудности возникают при организации платежей и расчетов. Все это делает Россию и ее регионы непривлекательными для иностранных контрагентов. Российский товары и услуги неконкурентоспособны на мировом рынке, а спросом пользуется в основном сырье.