Каспийское море-озеро как нефтеносный район
Каспий – самый большой на планете Земля замкнутый водоем, который может классифицироваться и как море, и как озеро.
Каспийское море уникально по своей природе. Иначе его также называют Гирканским, Хвалынским, Хазарским или Мазендеранским. Каспий является крупнейшим бессточным озером мира. Его площадь составляет порядка 371000 кв. км, а его ложе океанического типа на протяжении уже не одного столетия привлекает внимание представителей нефтяной промышленности.
Проблема определения международно-правового статуса Каспийского моря не решена до сих пор. Конфигурация акторов в регионе постоянно меняется. В начале ХХ столетия Каспийский регион выступал площадкой противостояния Российской и Британской империй. С появлением мощного коммунистического государства (СССР) напряженность была лишь усилена. В советские годы большая часть Каспия оказалась оторвана от общемировых рынков. Море делили два государства – СССР и Иран. Последний неоднократно переходил от одной крайности к другой. После распада Советского Союза число прикаспийских государств было увеличено до пяти (рисунок 1). Каждое из них выражает свои притязаний на Каспий.
Рисунок 1. Прикаспийские государства. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В виду особой турбулентности истории Каспийского региона выработка надлежащих механизмов взаимодействия так и не была выработана. В то же время эксперты оценивают потенциал для сотрудничества на Каспии как одном из наиболее нефте- и газоносных частей мира довольно высоким.
Нефтеносный регион Каспийского моря вызывает неподдельный интерес не только прибрежных, но и иных мировых держав. В основе его лежит меркантильный интерес. Каспийское море и его шельф превратились в один из основных центров мировой активности крупнейших нефтяных компаний многих стран мира. Сегодня активное участие в разработке нефтяных и газовых месторождений Каспийского моря принимают американские, французские, немецкие, итальянские, японские, китайские, турецкие, израильские компании, а также компании иных стран.
Основными причинами столь высокого интереса к нефтеносному региону Каспия считаются:
- растущее значение углеводородов в странах, имеющих развитую экономику, что, в свою очередь, заставляет их заботиться о своей энергетической безопасности;
- общая разобщенность стран прикаспийского региона;
- высокая доходность нефтяного бизнеса, приводящая к тому, что экономически развитые государства находятся в условиях жесткой конкуренции по части вложения капитала в нефтяную отрасль.
Нефть Каспийского моря и проблема ее распределения
Каспийское море отличается богатыми запасами нефти и имеет наиболее глубокие традиции промышленной добычи углеводородов.
По некоторым оценкам экспертов запасы каспийских углеводородов составляют от 13 до 50 млрд т. Если верить прогнозам американских специалистов, в Каспийском море сосредоточена 1/5 часть всех запасов углеводородного сырья в мире. Стоит отметить, что по мере продвижения исследований относительно уровня нефтеносности Каспийского региона видоизменяются представления об объемах местных залежей углеводородного сырья. Соответственно меняется и характер его распределения между странами, владеющими побережьем Каспийского моря.
Распределение каспийской нефти между прибрежными государствами, которым принадлежит побережье Каспия, в значительной степени определяется тем, как здесь будут расчерчены сектора национального влияния. В общей сложности существуют два основных варианта создания такой карты:
- «озерный» вариант;
- принцип «закрытого моря».
Рассмотрим их более подробно.
В первом случае большая часть запасов каспийской нефти должна отойти Азербайджану и Казахстану. Во втором случае речь идет о равномерном распределении ресурсов между государствами региона. В рамках данной концепции каждая прибрежная страна должна получить суверенное право на разработку месторождений, расположенных в десятимильной зоне. Месторождения нефти, расположенные в центральной части Каспийского моря, должна разрабатывать всеми государствами региона на равных правах.
Общая характеристика состояния Каспийской нефтедобычи
В последние годы, несмотря на высокий интерес потенциальных инвесторов к региону, капитальные вложения в разведку новых нефте- и газоместорождения Каспия сократились. Предложение начало превалировать над спросом. Основное внимание стало уделяться эксплуатации уже существующих промыслов.
В виду того, что Каспий является морем-озером, прямой морской путь до основных потребителей нефти у него отсутствует. Для транспортировки нефти наиболее дешевым после трубопроводного считается морской транспорт, однако его полноценное использование в данном случае не представляется возможным. Строительство магистральных нефтепроводов сопряжено с огромными капитальными вложениями, которые нефтяные компании сегодня обеспечить попросту не в состоянии, а также долгими и трудными межправительственными переговорами, в рамках которых каждая из сторон стремиться выбить для себя наилучшие условия транзита при минимизации капитальных вложений. Сторонние же инвесторы к нефтяному бизнесу несколько охладели. Доставка сырья железнодорожным транспортом нерентабельна.
В то же время достойная альтернатива углеводородам сегодня отсутствует, что позволяет надеяться на достаточно скорое восстановление уровня нефтяных доходов на приемлемом для нефтедобывающих государств уровне. Если это и правда случится, то в отрасль снова будет выгодно вкладывать средства, а рост объемов инвестиций и доходов будет стимулировать повсеместное развитие нефтедобычи, включая и Прикаспийский регион. Сюда уже вложены огромные деньги, и компании-инвесторы так просто их не бросят.
В настоящее время между странами ведутся довольно активные межправительственные переговоры о строительстве транзитных нефтепроводов, призванных обеспечить дешевый транспорт каспийской нефти до европейских потребителей. В том случае, если сторонам удастся прийти к договоренностям, конкурентоспособность каспийской нефти существенно вырастет, спрос на нее возрастет, и, соответственно, появится мощный стимул развивать этот нефтеносный район.