Специфика мировой экономики
Современная мировая экономическая система характеризуется высокой степенью либерализации внешнеэкономических связей и интеграции национальных хозяйств в мировую экономику. Современная мировая экономика начала складываться уже в послевоенный период в связи с все большей либерализацией торгово-экономических связей, ликвидацией колониальной системы и установлением универсальных правил игры на международном рынке с помощью международных организаций, таких как МВФ, Всемирный Банк, ВТО (до 1995 года ГАТТ).
Правила свободной торговли и справедливой конкуренции, устанавливаемые ВТО, не только облегчают доступ экспортных товаров на рынки других стран, улучшают инвестиционный и торговый климат за счет стандартизации законодательства различных стран, но также снимают барьеры в виде таможенных тарифов для иностранных товаров на внутренние рынки стран-членов, и ограничивают прямые протекционистские меры, такие как дотации отечественных производителей. Это неизбежно влечет за собой складывание системы международного разделения труда, а также международной организации труда, поскольку ни одна страна в мире не способна быть лидером производства во всех без исключения областях и неизбежно найдет иностранный конкурент способный предоставить более качественный товар или услугу по более низкой цене, нежели отечественный производитель.
Результатом международного разделения труда становится деление стран на развитые, в структуре экспорта которых преобладают сложные технические товары и товары с высоким уровнем переработки, лицензии и патенты, высоко квалифицируемые услуги и т.д., и развивающиеся страны которые преимущественно поставляют на рынок разнообразное сырье, энергоносители, промышленные полуфабрикаты и заготовки, пищевую продукцию, а также дешевую рабочую силу. Распределение прибылей между двумя данными группами стран ведет к тому, что богатые развитые страны становятся еще более богатыми и успешными, именно в них сосредоточен основной научно-технический потенциал, они генерируют основные ноу-хау и создают новые товары, а также обладают наибольшим потенциалом к развитию промышленности и диверсификации экономики, в то время как развивающиеся страны напротив становятся все беднее. Даже при условии благоприятной конъектуры рынка (например, высоких ценах на нефть), видимые сверхприбыли таких стран в действительности не способны кардинально улучшить их экономическое положение в долгосрочной перспективе. Их зависимость от рынка, колебаний цен и спроса, со стороны стран-потребителей только растет, что делает такие страны крайне-уязвимыми для внешнеэкономических угроз.
Главным путем развития и укрепление позиций развивающихся стран является их встраивание в систему международной организации труда, которая предполагает участие стран и отдельных коммерческих организаций в международных цепочках производства высокотехнологичных товаров с высокой добавочной стоимостью. Участие в международных цепочках позволяет наладить сотрудничество с другими странами, развить инфраструктурные и товарные связи, диверсифицировать собственную экономику.
Попытки интеграции РФ в мировую экономику
В советский период страна была выключена из системы мировой экономики. Несмотря на постепенное нарастание внешнеторговых отношений централизованный характер экономики, в следствии которого государство выступало монополистом в осуществлении торговых операций и обладании иностранной валютой не позволял СССР как-либо интегрироваться в мировую экономическую систему.
В период перестройки правительством был проведен ряд реформ, направленных на снижение степени монополии – право вести внешнеэкономическую деятельность было предоставлено республикам в составе СССР, а также отдельным предприятием, однако отставшие четкой системы учета и контроля этой деятельности привело к стремительному образованию внешних задолженностей, в следствии недобросовестной деятельности республик их нежелания выплачивать международные займы и оплачивать импорт и перекладыванием ответственности по обязательствам на центр.
После развала СССР Россия взяла курс на интеграцию в мировую экономику. Попытки осуществления данной цели в 90-е годы можно разбить на 3 основных этапа:
- 1992 год – период работы правительства Гайдара;
- 1993 – 1998 годы – период работы правительства Черномырдина;
- 1998 – 2000 годы – период выхода из кризиса.
Правительством Гайдара были предприняты важные и решительные шаги по открытию российской экономики для мирового рынка, прежде всего достижение внутренней обратимости рубля и либерализация цен, что позволило с одной стороны привлечь на внутренний рынок страны иностранные товары (и вообще допустить их), а с другой оградить страну от выкачивания ресурсов бывшими союзными республиками, пользовавшими механизмом кредитной эмиссии безналичных рублей. Вместе с тем действия Гайдара и его правительства прозванные «Шоковой терапией» были предприняты чрезвычайно поспешно и вызвали резкую общественную реакцию как среди широких масс населения, так и правящих кругов, что привело к его быстрой отставке.
Второй этап характеризуется с одной стороны пересмотром западными аналитикам перспектив сотрудничества с Россией с благоприятных на неблагоприятные, в силу непоследовательности российской политики, высокого уровня коррупции, бюрократических барьеров и низкой надежности вложений, а с другой стороны нарастанием теневого сектора экономики, реализации моделей силового бизнеса и полным уходом государства из контроля экономики, мощным лоббированием интересов нефте-газовой олигархии, а также активным перераспределением бывшей союзной собственности в руки чиновников, дельцов и функционеров.
Третий этап начался после дефолта 1998 года и был связан с антикризисными мероприятиями правительства Примакова, а также складыванием благоприятной международной конъектуры в связи с ростом цен на нефть.
Несмотря на значительные трудности в процессе интеграции России в мировую экономику, данная цель осталась одной из основных и в новом тысячелетии, что неизбежно в современных мировых условиях. Одной из важных вех процесса интеграции стало вступление России в ВТО в 2012 году, которое, впрочем, не принесло ожидаемого экономического подъема, равно как и нового кризиса российской экономики.
Основной проблемой экономической интеграции России является ресурсо-экспортирующий характер ее экономики и отсутствие каких-либо серьезных шагов в направлении ее диверсификации, наращивания промышленных мощностей и налаживания торговли высокотехнологичными товарами хотя бы в рамках таких торгово-экономических структур как ЕАЭС и в рамках ближнего зарубежья.