Центральная Азия – это важный в ресурсном и военно-политическом отношении регион мира, охватывающий страны – бывшие республики СССР.
Предпосылки интеграции стран Центральной Азии
Под Центральной Азией специалисты понимают прежде всего пять государств – бывших советских республик, расположившихся на данной территории:
- Казахстан,
- Узбекистан,
- Таджикистан,
- Киргизию,
- Туркмению.
В экономико-географическом аспекте территория, занимаемая данными странами, с одной стороны характеризуется богатством природных ресурсов, а с другой наличием резких противоречий. Так, с одной стороны на территории Центральной Азии расположены значительные запасы нефти и газа, но с другой система их транспортировки развита крайне слабо, а большинство трубопроводов существуют лишь в проектах. Страны ЦА обладают значительным трудовым потенциалом, но в тоже время для них характерна нехватка высококвалифицированных специалистов. В горных районах Центральной Азии расположены богатые водные ресурсы, в то время как значительная часть ее территорий представляет собой пустыни и испытывает проблемы с водоснабжением. Пустынные районы также серьезно влияют на распределение плотности населения, которое распределено по территории района крайне неравномерно. Данные противоречия накладываются на стремление государств к ведению самостоятельной и независимой внешней и внутренней политики, разности политических режимов и воззрений лидеров государств, достаточно скромных успехам интеграционных объединений, что ведет к возникновению дополнительных конфликтов между странами ЦА.
В тоже время страны Центральной Азии имеют мощные предпосылки к развитию интеграции, прежде всего экономической. До 1991 года страны региона развивались в рамках единого экономически-хозяйственного пространства СССР, их инфраструктура, структура производства выстраивалась в рамках единой для советского государства системы разделения труда. Государства уже имеют значительный опыт интеграционного сотрудничества, экономическую и социально-политическую базу для его возрождения и развития.
Кроме того, стремление к интеграции обусловлено самим характером мировой экономики, непосредственными субъектами которой стали страны после распада СССР. В системе транснациональных торговых связей и договоренностей, усилий одной страны недостаточно для создания эффективной конкуренции национальных производителей с дешевыми товарами иностранного происхождения, путь для которых открывается через различные международные организации (например, ВТО).
Мощными факторами интеграции выступают необходимости урегулирования вопросов транспортирования углеводородных ресурсов, которое происходит в настоящее время по трубопроводу «Средняя Азия - Центр» объединяющему основные государства региона с их партнерами по СНГ. Значительные проблемы связаны с использованием, а также экологией водных ресурсов ЦА, которые могут быть эффективно разрешены лишь в рамках межнационального, интеграционного сотрудничества.
Помимо экономической сферы, страны Центральной Азии, объединяют также и вопросы военной безопасности, связанные с высокой проницаемостью их границ, для различных террористических, религиозно-радикальных, бандитских группировок, а также незаконными поставками оружия и наркотиков.
История интеграционных проектов в ЦА
К числу основных интеграционных проектов региона можно отнести:
- Содружество независимых государств (СНГ),
- Центрально-азиатский союз (ЦАС),
- Евразийский союз (ЕАС),
- Центрально-азийское экономическое сообщество (ЦАЭС),
- Евразийское экономическое сообщество (ЕАЭС),
- Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ),
- Шанхайская организация сотрудничества (ШОС).
Попытки интеграционных проектов, возникли сразу же после фактического распада СССР в виде Содружества независимых государств, официальными целями которого были объявлены вопросы экономического развития и создания общего рынка. Однако проект СНГ оказался во многом не дееспособным, в связи с набирающими силу процессам национального становления и стремления к независимости бывших союзных республик, а также противопоставления понятий интеграции и национального государства.
На фоне кризиса СНГ в 1994 году президентом Казахстана Н. Назарбаевым была озвучена идея организации Евразийского союза, как новой платформы, предоставляющей более действенные инструменты для реальной экономической интеграции. В рамках ЕАС, в отличии от СНГ, уже начали функционировать межнациональные институты, такие как Комиссия по экономике, Комиссия по сырьевым ресурсам и т. д.
Первым интеграционным проектом, включающим в свой состав исключительно страны Центральной Азии стал ЦАС. Вместе с тем, все вышеперечисленные проекты имели достаточно низкую эффективность, в том числе в силу неразрешенности многих вопросов и противоречий между самими странами-участниками, декларируемые цели и задачи данных образований не подкреплялись конкретными планами деятельности по их осуществлению, созданием реальных международных институтов, способных организовывать международное сотрудничество стран ЦА.
Более перспективный этап развития интеграции стран ЦА связан с образованием организаций экономического сотрудничества (ЦАЭС, ЕАЭС) в 2000-х годах, а также начавшейся интеграции в сфере безопасности и военного сотрудничества, ознаменовавшейся созданием в 2002 году ОДКБ. При создании ЦАЭС и ЕАЭС активно использовался опыт интеграционных процессов Евросоюза, в том числе путем значительного заимствования структуры межнациональных институтов.
Интеграция ЦА в мировом аспекте
Традиционным партнером и активным участником интеграционных процессов и объединений стран Центральной Азии выступает Россия, которую связывают с данными странами как длинный исторический путь совместно развития еще со времен Российской Империи, так и реализация экономических, политических, военно-стратегических интересов.
Вместе с тем центрально-азиатский регион представляет собой значительный интерес и для других мировых держав. С начала двухтысячных годов активный интерес к сотрудничеству со странами ЦА высказывает США, используя в качестве одного из аргументов своей деятельности создание системы антитеррористической безопасности. В 2001 году была образована Шанхайская организация сотрудничества, объединившая Китай, Россию, Казахстан, Узбекистан, Киргизию и Таджикистан. Именно ЦА была выбрана Китаем в качестве основного направления развития своих международных интересов. Через территорию стран ЦА пролегает также один из вариантов проекта «Нового Шёлкового пути», который предполагает, как значительные инвестиции со стороны Китая, так и усиления его влияния в регионе.