Интеграция и интеграционные группировки
Интеграция – это соединение отдельных частей в единое целое.
Интеграция затрагивает разные сферы общественных отношений. Это может быть политика, социальная жизнь, экономика. Она реализуется на микроуровне и на макроуровне. Интеграция может быть институциональной, либо более мягкой. Она может затрагивать только верхние слои и расширяться в сфере рыночных отношений, либо идти вглубь и изменять производственную сферу.
Интернационализация формируется благодаря экономической интеграции. Две и более стран сроят отношения между собой, сближаются, в результате чего происходит сращивание капитала, рабочей силы, рынков. Но есть разница между глобализацией и интеграцией. Теоретики определяют глобализацию, как интеграционный процесс, распространяющийся вширь. А вот сама интеграция – это процесс, который идет вглубь.
На сегодняшний день эксперты выделяют следующие формы интеграции:
- Полная интеграция.
- Экономические и валютные союзы.
- Общие рынки.
- Таможенные союзы.
- Зона свободной торговли.
Экономическая интеграция происходит поступательно. Происходит движение от низшей простой формы к более сложной и высокой форме взаимодействия. Интеграционные группировки возникают вследствие сближения стран друг с другом. Объективными предпосылками к этому являются высокий уровень развития стран-участниц, возможность конкурировать, диверсифицированная структура национального хозяйства, схожесть политических систем, географическая близость.
Интеграция предоставляет странам-участницам определенные преимущества. У них появляется возможность расширить емкость внутренних рынков, увеличить покупательную способность населения, повысить эффективность и конкурентоспособность производства, получить «эффект от масштаба», создать оптимальную систему производства.
Интеграционные группировки в Северной Америке
Процесс интеграции начался с заключения Соглашения между Канадой и США о создании зоны свободной торговли. Оно начало действовать в 1989 году. Планировалось в течение 10 лет ликвидировать пошлины при взаимной торговле. Также ожидалось, что будет уменьшена дискриминация в отношении прямых инвестиций и будут расширены права на регистрацию компаний.
На базе данного соглашения было подписано еще одно между двумя участницами и Мексикой. Оно называется НАФТА. Соглашение вступило в действие с 1994 года.
Цели создания свободной зоны между этими тремя странами:
- Усиление экономического сотрудничества.
- Содействие защите прав интеллектуальной собственности.
- Стимулирование взаимной торговли.
- Обеспечение справедливой конкуренции в регионе.
- Стимулирование предпринимательской деятельности.
Чтобы смягчить условия торговли между странами, предполагалось в течение 10 лет ликвидировать пошлины между Канадой и Мексикой и между США и Мексикой в отношении сельскохозяйственной и промышленной продукции. Планировалось гармонизировать нетарифные ограничения, таможенные процедуры, отменить количественные ограничения. Следующий шаг связан с либерализацией сферы услуг, ликвидацией препятствий в сфере инвестиций.
НАФТА базируется на требованиях о защите окружающей среды и проведение общей политики в сфере экологии. Логично, что производства из более развитых США и Канады перемещаются в Мексику, что негативным образом сказывается на окружающей среде. НАФТА является крупнейшей зоной свободной торговли в мире.
Общий рынок в Южной Америке
Развивающиеся страны Латинской Америки создали свою интеграционную группировку. Она называется Меркосур и действует, как общий рынок с 1991 года. Между Аргентиной, Бразилией, Парагваем и Уругваем был подписан Асунсьонский договор.
Цель интеграционной группировки – формирование общего рынка. Переходным этапом стал таможенный союз для обеспечения свободного движения товаров, национальных валют и людей. В Договоре заключены следующие направления экономической интеграции:
- Оптимизация отраслевой и макроэкономической политики.
- Либерализация торговли в сфере услуг.
- Введение общих таможенных тарифов.
- Упорядочение нетарифных ограничений.
- Постепенная ликвидация таможенных пошлин.
Таможенный союз стал действовать с 1995 год. В инвестиционной сфере было подписано 2 договора, которые определили дальнейший курс развития отношений между странами интеграционной группировки. Создание Меркосур привело к росту товарооборота между странами и усилению экономических связей. Наиболее плотно взаимодействуют Бразилия и Аргентина. С начала 2000-х интеграционные процессы в данном регионе замедлились. Из-за экономического кризиса начали вновь вводить таможенные пошлины, что было расценено, как стремление стран перейти к зоне свободной торговли. Интеграция в данном регионе столкнулась с рядом проблем. Для стран-участниц характерна экономическая дифференциация по объему ВВП, разрыв в уровнях экономического развития, противоречия в отношении формы экономической интеграционной политики. Бразилия выступает за таможенный союз, а другие страны за зону свободной торговли.
Перспективным направлением развития региона можно назвать Южноамериканское сообщество наций. Оно объединяет 12 стран региона для того, чтобы создать зону свободной торговли в Южной Америке. Также планируется формирование экономического союза по модели Европейского Союза с введением собственной общей национальной валюты, введением общего паспорта и парламента.
Таким образом, на Американских континентах идут собственные интеграционные процессы, обусловленные территориальным расположением и уровнем экономического развития. НАФТА достаточно выгодна для США и Канады, но не для Мексики. Латиноамериканские страны стремятся объединиться, чтобы снизить влияние США в своем регионе и идти по собственному пути развития. Предполагается, что со временем страны Латинской Америки смогут создать политический и экономический союз, который придаст им вес.