Сущность, специфика и особенности институционального кризиса в Европейском Союзе
Институциональный кризис – это кризис сформированных в рамках ЕС институтов.
Как показала история, за последние десятилетия институционально-политическая система Европейского Союза деградировала, причем, значительно, а радужные перспективы его развития были поставлены под вопрос.
В настоящее время Евросоюз находится в состоянии институционального, системного кризиса, спровоцированного целым рядом факторов, определяющую роль среди которых сыграли внешние шоки. В последние годы ЕС столкнулся с серьезными вызовами, среди которых оказались экономический и миграционный кризисы.
Кризис еврозоны спровоцировал развитие целого ряда экономических проблем, суть которых, в конечном счете, может быть сведена к необходимости повышения глобальной конкурентоспособности, поддержания и укрепления роли и доли Европы в мировой экономике. Миграционный кризис привел к резкому обострению всех конфликтов, связанных с мультиконфессиональной и мультинациональной природой европейского общества. В Европе существенно вырос евроскептицизм и правый радикализм. Произошел Брексит. Наружу вылезли все системные дефекты, связанные с устройством ЕС, идеологией его интеграции и вопросами идентичности. Не выдержала испытания реальностью и попытка Евросоюза выстроить в мире внешнеполитическую стратегию глобальной нестабильности, основанную на использовании «мягкой силы» и экспорта собственных норм и принципов.
Вызовы текущей реальности в наибольшей степени затрагивают такие ключевые достижения европейской интеграции, как:
- экономика;
- идентичность;
- внешняя политика.
Именно эти вызовы и являются «внешними шоками», ставшими своего рода эффектами глобальных процессов, неподконтрольных членам Евросоюза. Как показала практика, на фоне деградации всей институционально-политической системы ЕС внешние факторы смогли-таки спровоцировать системный, институциональный кризис в Европе. Наиболее важные негативные тенденции развития институционально-политической системы ЕС в общем виде представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Ключевые дефекты институционально-политической системы Евросоюза. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Все это наложило свой отпечаток на развитие институционального кризиса в Европейском Союзе, который, кстати сказать, столкнулся с современными вызовами, находясь далеко не в лучшей форме. У ЕС отсутствует видение будущего и четко сформулированные долгосрочные цели. Сам по себе он слишком велик. Более того, он объединяет в себе очень разнородные страны, имеющие разные базовые характеристики и приоритеты. В виду низкой эффективности текущего управления и сформированного образа «всевластной бюрократии» легитимность Европейского Союза вынужденно проходит проверку. В то же время на фоне растущего доминирования крупных игроков в целом и Германии в частности, система институтов ЕС эволюционирует в сторону межправительственного сотрудничества.
Рассмотрим вероятные сценарии развития назревшего кризиса более подробно.
Варианты развития институционального кризиса в Европейском Союзе и способы и выхода из него
На сегодняшний день однозначно предсказать направление трансформации институционального кризиса Европейского Союза довольно трудно. Тем не менее, мы можем оценить вероятность реализации различных сценариев, их плюсы и минусы. С определенной долей условности вся масса возможных вариантов развития институционального кризиса Евросоюза делится на несколько вариантов. В общем виде они представлены на рисунке 2. Рассмотрим их более подробно.
Рисунок 2. Четыре базовых варианта развития институционального кризиса ЕС. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Первый вариант, связанный с частичной деконструкцией, предполагает отказ от идеи построения «все более тесного союза». Данная стратегия опирается на идею о том, что европейская интеграция уже слишком далеко зашла и «ошибки прошлого» должны быть исправлены. Так, например, под сомнение ставится целесообразность функционирования системы управления в еврозоне и предлагается демонтаж ряда отраслевых политик, наиболее сильно «вмешивающихся» в чувствительные национальные сферы. Помимо прочего здесь вновь поднимается вопрос касательно снижения регуляторных функций ЕС, которые слишком сильно искажают свободный рынок.
Второй вариант предполагает необходимость резкого скачка вперед, навстречу полноценной федерации. Сторонники данного подхода основной причиной современных проблем, с которыми столкнулся Евросоюз, считают недостаточность полномочий для преодоления насущных внутренних и внешних вызовов. Для преодоления кризиса требуется построение более централизованной системы управления, имеющей сильную политическую исполнительную власть и легитимный правительственный орган. Еще до брексита этот вариант развития институционального кризиса ЕС был маловероятен, а после британского референдума и вовсе вышел за пределы пространства возможного.
Третий сценарий развития строится вокруг необходимости осмысления и тонкой надстройки уже сделанного. За последнее десятилетия силами стран ЕС был проведено немало мероприятий, особенно в рамках преодоления долгового кризиса. Также были реализованы программы, направленные на стимулирование инвестиций и занятости, одобрен план создания Энергетического союза и обеспечено развитие цифрового рынка, который должен дополнять единый внутренний рынок страны.
Четвертый из возможных сценариев, представленных на рисунке1, предполагает необходимость гибкой интеграции. В частности, речь идет о необходимости разработки и реализации механизмов, способных обеспечить более тесное сотрудничество между странами-членами ЕС в рамках уже существующих европейских институтов.
Любой кризис – как точка бифуркации. Сказать со 100% вероятностью, куда он повернет, невозможно. Тем не менее, нами были собраны те сценарии развития, что вызывают наибольший интерес.