Евразийский экономический союз (ЕАЭС) – это международное объединение, включающее в себя пять стран – Россию, Белоруссию, Казахстан, Киргизию и Армению, интегрировавшихся в экономических целях.
Понятие институциональной структуры и ее виды
Институциональная структура – это понятие описывающее структуру международной межгосударственной организации, состав, взаимосвязи и механизмы взаимодействия ее элементов, а также рамки их компетенции и процессы вынесения решений.
При рассмотрении и сравнении различных международных организаций анализ их институциональной структуры играют решающую роль, поскольку состав и компетенции институтов отвечают тем целям и задачам которые стоят перед организацией, а потому позволяют оценить насколько ее структура и механизмы существования адекватны и эффективны ее роли.
При создании международной организации ее институциональная основа закрепляется как правило в учредительных документах, либо целой серии международных договоров, позволяющих проследить ее развитие. Специалисты отмечают, что понятие институциональной системы не является статичным, его содержание и форма со временем меняется. В настоящее время в равной степени применимы термины «институциональная система» и «институционная система».
Выделяют три типа институциональных систем:
- жесткие,
- полужесткие,
- мягкие.
Особенностью жестких систем является наличие одного или нескольких главенствующих наднациональных органов, способных принимать обязательные к исполнению решения. В рамках жесткой системы государство-члены организации передают часть своих суверенных прав международным институтам, что обеспечивает действие принципа наднациональности. Жесткая система характерна для ЕС, высшие институты которого, такие как Европарламент, Европейская комиссия, Совет ЕС и т.д. способны принимать обязательные для всех стран-членов решения.
Полужесткая институциональная система предполагает, что международные институты способны принимать обязательные решения, однако принцип наднациональности не зафиксирован в уставных договорах международной организации, что предполагает меньшую степени интеграции стран-участниц организации, как например, в ЕАЭС.
Наконец, мягкие системы характеризуются тем, что международные институты способны принимать лишь рекомендательные резолюции, исполнение которые не является обязательным и выполняется в соответствии с суверенными решениями стран-участников такой организации (БРИКС, АТЭС и т.д.).
Институциональная структура ЕС и ее особенности
Европейский союз представляет собой уникальную международную организацию, анализ структуры которой имеет свои особенности и представляет определенные трудности в вопросах ее сопоставления со структурами других организаций. С одной стороны ЕС имеет беспрецедентный уровень интеграции стран-участниц, который на голову превышает степень интеграционных процессов в других международных организациях, что предоставляет ее институциональным структурам качественно более широкий уровень полномочий и значимости. С другой стороны, среди современных европейских исследователей набирает популярность сопоставления структуры институтов и органов ЕС с институциональной структурой суверенного государства, что также не вполне правомерно.
Рассматривая структуру ЕС исследователи (А.Я. Капустин, Н.Р. Мухаев, Л.М. Энтин и др.) выделяют в ней институты и органы. В качестве институтов понимаются высшие органы ЕС, наделенные наднациональными полномочиями, в то время как органы представляют собой вспомогательные структуры, которые были созданы институтами ЕС для более эффективного решения поставленных задач.
Институциональная структура ЕС претерпела значительные изменения за период своего развития с 1951 года, когда первые институты Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) были закреплены в Парижском договоре, до настоящего времени. Согласно Лиссабонскому договору институциональная система имеет три уровня – собственно институтов, вспомогательных органов, а также учреждений, представляющих собой специализированные структурные единицы, обладающие правосубъектностью и юридической самостоятельностью.
В настоящее время выделяют семь основных институтов ЕС:
- Европейский совет;
- Совет Европейского союза;
- Европейский парламент;
- Европейская комиссия;
- Суд Европейского союза;
- Европейский центральный банк;
- Счетная палата.
Европейский совет и Совет ЕС представлены национальными правительствами государств-членов ЕС. В Европейском совете представлены непосредственно главы государств, председатель совета имеет широкие полномочия по представительства всего ЕС во внешней политике. Совет ЕС собирается из профильных министров стран-участниц, в зависимости от повестки собрания. Совместно с Европарламентом Совет ЕС принимает участие в принятии правовых актов, кроме того в его сфере находятся вопросы общей внешней политики, заключения договоров с другими государствами и организациями, осуществляет координацию стран-членов, а также экономический контроль.
Европарламент, Комиссия, Суд, ЕЦБ и Счетная палата представляют собой в полном смысле наднациональные структуры, члены которых выступают и осуществляют собственную деятельность не с позиции интересов тех или иных государств, а всего ЕС в целом, как интеграционного объединения.
Институциональные основы ЕАЭС
Институциональная структура Евразийского экономического сообщества создавалась во многом с опорой и по образцу институтов ЕС. Вместе с тем между ними есть и отличия, связанные как ограничением компетенций институтов ЕАЭС исключительно вопросами экономической сферы, так и более низкой степенью интеграции самих стран-участниц организации.
Основные институты ЕАЭС:
- Высший совет;
- Межправительственный совет;
- Евразийская экономическая комиссия;
- Суд ЕАЭС.
Высший совет представляет собой главнейший орган союза, он осуществляет свою деятельность на уровне глав государств, а Межправительственный совет на уровне премьер-министров. Сферой компетенции советов, являются стратегические вопросы развития союза, а также концептуально-политические вопросы сотрудничества его участников.
Комиссия ЕАЭС является институтом, функционирующим на постоянной основе и регулирующим деятельность всего союза, а также исполняющим контроль за выполнением принимаемых решений. Суд рассматривает экономические претензии стран-участниц союза друг к другу.