Общая характеристика идентичности и интеграции мигрантов-мусульман в Германии после Арабской весны
Интеграция мигрантов – это процесс включения и вовлечения мигрантов в жизнь принимающего сообщества.
В современном мире проблема миграционных потоков приобрела поистине глобальный характер. Усиление процессов международной миграции в новейшей истории было обусловлено множеством факторов, включая миграционный кризис 2014-2017 гг., захлестнувший Европу. Одной из стран Европейского Союза, принявшей на себя удар, стала Германия, в которую хлынули толпы беженцев с Ближнего Востока (рисунок 1). Именно эта страна на сегодняшний день считается одним из наиболее привлекательных для иностранцев европейских государств. Как страна, открывающая свои двери для беженцев с Ближнего Востока, ФРГ приняла на себя негласное обязательство обеспечить интеграцию мигрантов в немецкое общество.
Рисунок 1. Карта распределения мигрантов-мусульман в Германии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Мусульманские мигранты обладают своей особой идентичностью, имеют свои традиции, характер, привычки и обычаи. Все это накладывает неизгладимый отпечаток на процесс их интеграции в немецкое общество и в значительной степени предопределяет его.
В основе интеграции мусульманских мигрантов в немецкое общество лежит разработанная и принятая властями ФРГ интеграционная политика.
В 2005 году в Германии был принят «Закон о миграции», благодаря которому миграционная политика страны была модернизирована. Перенос акцента на интеграционные меры обеспечил иммигрантам статус долгосрочного проживания. В особенности это коснулось высококвалифицированных специалистов.
В 2010 году канцлером Германии было объявлено о провале политики мультикультурализма. Возникла необходимость разрабатывать новые меры по более эффективной интеграции мигрантов в немецкое общество, способные превратить их в законопослушных граждан.
Летом 2016 года была принята важнейшая редакция всей основы немецкой правовой системы в сфере интеграции иностранных граждан, а именно – Закон о проживании, экономической деятельности и интеграции иностранных граждан на федеральной территории. На его основе интеграция мусульманских мигрантов в ФРГ приняла следующие формы.
Прежде всего, был официально определен необходимый для интеграции минимальный уровень владения государственным языком. Мусульманские мигранты были обязаны принимать участие в интеграционных мероприятиях. В случае уклонения от участия в обязательных интеграционных мероприятиях они были обязаны по закону страны нести за это ответственность. В целом большинство реализуемых мер было направлено на:
- снижение риска формирования этнических анклавов,
- содействие приобретению навыков владения иностранным языком,
- приобщение на основе «погружения» мигрантов в принимающее общество к образу жизни титульной нации.
Отдельное внимание было уделено вопросам обеспечения занятости иностранных граждан, прибывающих на территорию страны, с учетом их профессиональных навыков, а также их поддержке и обеспечению.
Интеграция мусульманских мигрантов в Германии после Арабской весны затрагивала различные направления, включая политическое и социально-экономическое. Социально-экономическая адаптация по ряду критериев прошла более успешно. Стоит также отметить, что мусульманские мигранты практически не испытывают дискриминации в сфере социальной защиты. Помимо прочего им предоставлен открытый доступ к немецкой системе здравоохранения.
Проблемы и сложности адаптации и интеграции мусульманских мигрантов в Германии после Арабской весны
Мусульманские мигранты, прибывшие в Германию после Арабской весны, испытывали определённые трудности с адаптацией и интеграцией в германское общество. Одной из причин тому стала их идентичность.
Самому процессу интеграции мусульманских мигрантов в Германии препятствовали различного рода факторы, включая:
- положение мигрантов-мусульман в немецком обществе;
- низкая степень приспособленности приезжающей и принимающей стороны, способной обеспечить комфортное функционирование в рамках одного социума;
- общая неэффективность политики немецкого правительства в отношении культурного, политического и социально-экономического вовлечения мигрантов в общество ФРГ.
Свой отпечаток на процесс интеграции мусульманских мигрантов в Германии наложила этнокультурная и религиозная дистанция между представителями европейского и мусульманского общества, способствующая росту отчуждённости между принимающей стороной и мигрантами.
Наибольшие трудности мусульманские мигранты в рамках интеграции в Германии испытывают на рынке труда, где им предоставляются меньшие в сравнении с немецким населением возможности. Для мусульманских мигрантов ограничен доступ к ряду профессий. Зачастую они имеют более низкую зарплату, нежели граждане Германии. В значительной степени все это связано с трудностями доступа мигрантов-мусульман к образованию.
В целом мусульманские мигранты, прибывшие в Германию после событий Арабской весны, демонстрируют нежелание учить немецкий язык и предпочитают не использовать его в повседневной жизни. Нередко они ведут себя весьма вызывающе и придерживаются позиции, что им «все должны». Все это, в свою очередь, создает определенные трудности для обеспечения им доступа ко всем сферам жизнедеятельности.
Не стоит забывать о наличии проблем дискриминации мусульманских мигрантов и в других сферах жизни, например, в сфере жилой недвижимости. Им трудно снять или купить жилье. Многие местные жители смотрят на них искоса и относятся к ним с недоверием.