Томас Гоббс и его идеи
Томас Гоббс – это английский философ-материалист, основатель нескольких теорий и современной политической философии.
В рамках системы международных отношений Томас Гоббс повышенное внимание уделял вопросу возникновения государства как ее ключевого элемента. Говорил он, в основном, о том, что человек, в силу своих естественных качеств, стремится по максимуму удовлетворять свои потребности. Без института государства правила, ограничивающие индивидов, отсутствуют. Соответственно, каждый человек без ограничения имеет право на все, что, в конце концов, влечет за собой состояние, которой Гоббс именовал как «война всех против всех». В результате права одних людей сталкиваются с правами других людей. Возникают насилие и притеснение. Чтобы избежать хаоса, необходимо установить государственную власти и добиться безусловного ей подчинения.
В рамках своей теории Томас Гоббс выделил несколько естественных законов (рисунок 1).
Рисунок 1. Естественные законы в теории Томаса Гоббса. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Таким образом, миру необходимо наличие общей власти, способной держать людей в страхе и направленной к общему благу. Единственным способом ее установления выступает сосредоточение всей власти и силы в одном человеке или собрании людей в рамках каждого отдельно взятого государства, которое большинством голосов могло бы свести все воли граждан в единую общую волю. В противном случае воли людей будут противоречивы и противоположны.
Непосредственно под государством Гоббс понимал единое лицо, которое посредством взаимного договора сделало ответственным за свои действия себя самого, дабы использовать силу и средства всего множества людей так, как сочтет необходимым для их мира и общей защиты. Сами государства, существующие в системе международных отношений, Томас Гоббс разделял на несколько типов:
- политические государства, основанные на установлении добровольного соглашения;
- государства, основанные на приобретении, появившиеся на свет при помощи физической силы.
Особого доверия к последим Томас Гоббс не выказывал. В рамках своего учения он также выделил три формы государств – монархия, аристократия и демократия. Также он объяснял понятия олигархии и тирании.
Основными причинами распада государств он считал недостаток абсолютной власти, частные суждения о добре и зле, делимость верховной власти, ошибки совести, мнение о том, что суверен подчиняется гражданским законам, а также приписывание абсолютного права собственности подданным. К числу прочих причин он относил недостаточность денежных средств, поражение в результате войны, подражание соседним народам, свободу высказываний против власти, приводящую к беспорядкам, а также особую популярность в государстве отдельных лиц.
Джон Локк и его идеи в международных отношениях
Джон Локк – это известный английский философ и педагог, представитель либерализма и эмпиризма.
Джон Локк, рассматривая систему международных отношений, под государством понимал совокупность людей, объединенных в единое целое под эгидой установленного ими же общего закона и создавших судебную инстанцию, улаживающую конфликты между ними и наказывающую преступников. Государство по Локку воплощает политическую власть. Основной целью его создания и существования является общее благо.
В рамках своей теории Джон Локк отмечал, что власть, которой наделены государства в системе международных отношений, не может покушаться на неотчуждаемые права граждан. К числу последних Локк относил:
- право собственности;
- свобода мнений.
Анализируя существующие формы государственной власти, Джон Локк выступал приверженцем трехчленной системы (монархия, олигархия, демократия), но при этом не исключал возможность существования промежуточных фор. При этом законные формы правления он всегда ставил на почву общественного договора.
Сравнительный анализ идей Гоббса и Локка относительно государства в системе международных отношений
И Гоббс, и Локк являются представителями школы либеральных традиций. Оба их учения не основаны на использовании эмпирических доказательств. Идеи Томаса Гоббса были поддержаны и дополнены в работах Джона Локка. При этом в их трудах было немало различий.
Томас Гоббс в своих идеях отдавал предпочтение абсолютной монархии. Джон Локк же, напротив, часто ее критиковал. Локк вслед за Гоббсом допускал первоначальное существование людей в естественном состоянии. Различия в их взглядах сводились к тому, что Гоббс считал естественным состояние «войны против всех» в то время, как Локк представлял его состоянием мира разумных людей. В естественном состоянии, по мнению Локка, людям присуще естественные права, такие как жизнь, свобода и собственность.
В целом Гоббс догосударственное состояние обосновывал более категорической формой и рассматривал его проще, скорее в качестве неизбежного столкновения множества человеческих индивидов. Локк же, говоря о догосударственном состоянии, в виду имел состояние полной свободы, которому, также присущи определенные недостатки.
В системе международных отношений Локк видел государства созданными посредством преодоления недостатков естественного состояния, на основе общественного договора. Гоббс исходил из того, что индивиды, заключая общественный договор, отказываются в счет суверена от своих естественных прав. Локк, в отличие от него, считал, что государство преодолевает недостатки естественного состояния, обеспечивая тем самым индивидам возможность реализовывать свои естественные права.
Еще одним отличием выступает отношение к разделению властей. Локк предлагал делить государственную власть на три ветви – исполнительную, законодательную и федеративную. Гоббс же выступал с критикой концепции разделения властей как таковой.
Таким образом, в идеях Гоббса и Локка относительно теории государства в системе международных отношений имелось множество разногласий. Тем не менее, их взгляды и по сей день играют большую познавательную роль.