Глобализация — это непрерывный процесс всемирной экономической, культурной, политической и религиозной интеграции и унификации.
Понятие и сущность глобализации
Одной из характерных черт современной действительности является глобализация. Считается, что первым данное понятие стал использовать Т. Левитт в своей статье «Глобализация рынков», понимая под ним стремление региональных рынков к слиянию. По его мнению, глобализация и технологизация мира представляют собой два основных фактора, определяющим международные отношения. Однако само явление глобализации заинтересовало ученых еще в 60-х годах прошлого столетия. Изначально тематику исследований задавали экономическая деятельность, но с 80-90-х годов и ростом экологических проблем глобализация стала пониматься гораздо шире, выявляя связь между всем земным сообществом.
Несмотря на всеобъемлющий характер глобализации, в зависимости от сферы выработалось несколько подходов к определению ее сущности:
- экономический подход сосредоточен на изучении мировой и региональной экономик, ТНК, тенденций к конвергенции и т.д.;
- технологический подход изучает влияние новых технологий на мир, формирование единого технологического комплекса знаний, умений и достижений, следит за возникновением «технологических макросистем» в сфере транспорта, связи, производства, телекоммуникаций и т.д.;
- международное направление акцентирует свое внимание на политических процессах, связанных с завершением Холодной войны и превращением мира в полицентричный, ускорении транснационализации и усиление взаимозависимости и т.д.;
- исторический подход рассматривает современную стадию развития мира как новый тап в развитии человеческого общества, культуры и капитализма;
- философский подход создает методологическую базу, развивая идеи всеобщего единства и взаимовлияния, разрабатывая идеи единого мирового пространства и правительства;
- антропологический подход изучает изменения в образе жизни людей, сближение культур и человеческого сознания, зарождение новых акторов и социальных институтов.
Если экономические связи стали основой, на которой базируется глобализация, то ее воплощением стало осознание всеобщего единства и взаимосвязанности всех процессов, происходящих в мире. В мире возникают проблемы, которое одно государство только своими усилиями решить не может. Благодаря развитию новых технологий произошло «сжатие» мира и его пространства. Глобализация требует не простой констатации факта, а принятие ее как нового принципа сосуществования.
Противоречия глобализации
Глобализация в ходе своего развития сталкивается со множеством проблем, часть из которых связана с инертностью общества, историческим прошлым, но и с теми противоречиями, которые она сама в себе несет. В качестве таких тормозящих факторов называют милитаристские и неолиберальные методы глобализации, несущие политические, экономические, технологические и культурные противоречия.
Под влиянием сопротивления глобализация чаще принимает форму регионализации и выливается в создание таких организаций, как НАТО или АСЕАН. Универсализация мира поднимает проблему создания единой правовой основы, управленческих механизмов и т.д. В новой мировой системе стоит задача выработки основных требований к качеству товаров и услуг, ответственности за их соблюдение, технологические принципы производства.
В условиях влияния мировых процессов на конкретное государство, по мнению Д. Хелда, возникает ситуация, когда само государство оказывается неспособным проводить самостоятельную национальную политику, а сам процесс управления как будто «ускользает» от национального правительства. Эта проблема ставит перед собой задачу выработки эффективных стратегий поведения на международной арене с ориентацией на национальный успех, а не только достижение пользы для интегрированного мира. Стоит учитывать и то обстоятельство, что интеграция участников не предполагает их равноправие, а точнее, равноправие оказывается только декларативным принципом, в то время как реальная политика преференций по-прежнему разделяет стран на лидеров и аутсайдеров.
Влияние глобализации на культурные аспекты
Глобализация в сфере культуры представляет собой такое же противоречивое явление, как и в других аспектах. Безусловными положительными сторонами культурной глобализации является расширение культурных обменов, взаимное проникновение идей, рост творческого потенциала в сфере искусства, науки, возможность всестороннего обогащения и развития личности, а также формирование общечеловеческих культурных, моральных и правовых ценностей.
Вместе с тем культурная глобализация несет и определенные риски, на которых основываются ее критика и сопротивление данному феномену в третьих странах. Главной проблемой культурной глобализации является тот факт, что западная культура и западные ценности, формирующиеся в американском и европейском обществе, подаются как наиболее передовые и единственно верные при значительном принижении потенциала и игнорировании культурных традиций других регионов. Культурная глобализация происходит через унификацию, вторжение западных образцов в культурное пространство других стран, разрушение и исчезновение традиционных культурных образцов, что влечет за собой риски потери национальной и культурной идентичности.
Данные факты формируют тенденцию к сопротивлению, выражающуюся в росте национального самосознания, интереса к традиционной культуре в различных сообществах, которые противопоставляют себя Западу, причем стремление отстоять собственные традиции и культурную и религиозную идентичность может достигать крайних форм. Например, вести к возникновению религиозного фундаментализма и экстремизма, которые выступают питательной средой для международного терроризма. Таким образом, культурная глобализация в настоящее время сосуществует с обратной тенденцией к росту интереса к национальной культуре, в связи с чем говорит об объединении человечества на базе единой культурно-политической идентичности по западному образцу преждевременно.