Сущность и основы энергетической политики Европейского Союза
Энергетическая политика Европейского Союза – это проводимая Евросоюзом политика в сфере энергетики, включая меры, связанные с обеспечением энергетической безопасности.
Евросоюз является одним из трех основных потребителей энергии в мире; при этом практически 2/3 топлива в ЕС импортируется. По установленной мощности генерирующих источников электроэнергетический комплекс ЕС уступает лишь электроэнергетическим комплексам США и КНР.
Вопросы энергетики изначально стали ключевым фактором создания ЕС. Изначально такие страны, как Франция, Германия, Италия и государства Бенилюкса договорились о формировании ЕОУС. В 1957 г. был создан Евратом и Европейское экономическое сообщество. Хотя вопросы энергетики имели большое значение для стран-членов Союза, в дальнейшем они все же не стали отдельной опорой ЕС. Политика в сфере энергетики стала считаться прерогативой национальных государств; единая энергетическая стратегия в ЕС отсутствовала. Положение дел изменилось относительно недавно.
Впервые компетенция Евросоюза в энергетической сфере была закреплена Лиссабонским договором в 2007 году. На сегодняшний день энергетика относится к числу совместных предметов ведения Европейского сообщества и стран-членов.
Основными целями энергетической политики Евросоюза считаются:
- обеспечение функционирования энергетического рынка;
- обеспечение надежности энергоснабжения внутри Союза;
- содействие межсоединению энергетических сетей;
- содействие экономии энергии, обеспечению энергетической эффективности, развитию новых и возобновляемых видов энергии.
К числу иных целей реализации энергетической политики ЕС более мелкого порядка можно отнести снижение зависимости Союза от импортных энергоносителей, географическую диверсификацию заграничных поставок (включая обеспечение их стабильности и безопасности), сближение законодательства стран-участниц и всеобщую конкурентоспособность.
Эволюция и особенности энергетической политики Европейского Союза
Летом 1990 года ЕС была принята особая Директива касательно повышения прозрачности цен на электричество и газ для конечных потребителей. Согласно принятому документу страны-участницы были обязаны предоставлять Статистическому бюро Европейских сообществ информацию о рыночных ценах на природный газ и электричество. В конце концов, сообществу удалось добиться недопустимости конфиденциальности подобного рода информации. Также в известной мере был установлен контроль за ценообразованием на энергетических рынках. Как показало время, это того стоило, поскольку цены на электричество и газ по всему Сообществу были относительно выравнены.
Общие правила транзита, регулирующие процессы снабжения электроэнергией, получили свое официальное закрепление в соответствующих директивах 1990 и 1991 гг. В 1993 году благодаря Директиве Совета, координирующей процедуры поставок субъектами водного, энергетического, транспортного и телекоммуникационного секторов была обеспечена гармонизация законодательства в сфере поставок для госнужд в энергетическом секторе. Свой вклад в данный процесс внесла Директива Совета 1992 года, положения которой были направлены на координацию законодательных, регламентарных и административных положений относительно применения правил Сообщества о процедурах поставок субъектами, деятельность которых связана с водным, транспортным, энергетическим либо телекоммуникационным секторами.
Завершением процесса либерализации рынка электроэнергии стало принятие Директивы 1996 года, регламентирующей общие правила внутреннего рынка электроэнергии. Полной либерализации рынка газоснабжения удалось достигнуть благодаря Директиве 1998 г. В таких условиях формировалась современная энергетическая политика ЕС. Говоря о ее специфике, стоит рассмотреть два ее ключевых аспекта – внутренний и внешний.
В процессе формирования энергетической политики страны Евросоюза исходят из необходимости решения двух ключевых задач:
- ликвидация национальной обособленности энергетических рынков внутри Евросоюза;
- формирование общей энергетической политики на уровне ЕС.
Особое внимание в энергетической политике Евросоюза отводится решению проблемы транспортировки энергоносителей. В последние годы одной из главных целей энергетической политики ЕС стало снижение зависимости от российских энергоносителей. Для этого предлагалось увеличить долю поставок нефти, сжиженного и другого газа их стран Северной Африки и Ближнего Востока. Основой новой политики стали рационализация энергопотребления и сокращение выбросов в атмосферу парниковых газов.
Базовые принципы энергетической политики Европейского Союза
В основе энергетической политики Европейского Союза лежат определенные принципы. Основные из них в общем виде представлены на рисунке 1. Рассмотрим их более подробно.
Рисунок 1. Ключевые принципы энергетической политики Евросоюза. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Принцип недискриминации вытекает напрямую их общего принципа недискриминации. Применительно к энергетической сфере он означает полный отказ от какой-либо дискриминации на энергетическом рынке. Речь в данном случае идет в том числе о включении дискриминационных условий в договоры об энергоснабжении и возможности «доступа третьей стороны».
Принцип транспарентности предполагает обеспечение прозрачности ситуации в внутреннем энергетическом рынка\е, а также возможность получения потребителями информации касаемо уровня цен на энергоносители и наблюдения Сообществом ха транзитом и поставками энергоресурсов.
Принцип непричинения вреда окружающей среде отражает необходимость реализации превентивных мероприятий по защите окружающей среды в ходе реализации деятельности по энергоснаюжению.
Согласно принципу учета социального фактора особое внимание следует обратить на зависимость между уровнем безработицы в энергетике и конъюнктурой рынка. Отдельного внимания также заслуживает обеспечение безопасности работников энергетической сферы и повышенная социальная значимость услуг общеэкономического значения.