БРИКС – это межгосударственное объединение Бразилии, России, Индии, Китая и Южно-Африканской Республики.
Структура и особенности БРИКС
В 2001 году аналитики впервые обратили внимание на усиление значимости быстроразвивающихся Бразилии, России, Индии и Китая, которые в будущем способны отодвинуть страны «большой семерки» на второй план. В связи с этим эти страны по своей инициативе объединились в партнерство, к которому в 2011 году присоединилась ЮАР. По мнению экспертов, экономический рост стран БРИКС во многом возможен за счет переориентации на внутренние рынки. Китай – это негласный лидер БРИКС, который на своем примере подтвердил данное утверждение в период после кризиса 2008 года.
Страны БРИКС расположены на разных континентах, среди них мусульманских государств, что исключает религиозные конфликты, партнерство не объединено военно-политической программой. В настоящее время страны-участники связаны целью укрепления своих внешнеэкономических позиций. Экономический потенциал данного партнерства определяют следующие факторы:
- Бразилия считается лидером в сфере производства сельскохозяйственной продукции, минерального сырья и некоторых технологических наработок;
- Россия – лидер по запасам некоторых видов минеральных ресурсов, имеет высококвалифицированные кадры и уникальные технологии в некоторых областях;
- Индия – это дешёвые интеллектуальные ресурсы и активное освоение высоких технологий;
- Китай имеет огромные и дешёвые трудовые ресурсы, запасы стратегических видов сырья (редкие металлы) и квалифицированные кадры;
- Южно-Африканская республика обладает запасами особо ценных природных ресурсов (алмазов, золота и др.).
Взаимодополняемость экономик этих стран определяет перспективы научно-технического и экономического сотрудничества. Кроме того, все страны стремятся интенсивно развивать экономику, внедряя новые технологии и повышая уровень жизни.
Противоречия и проблемы в БРИКС
Для организации характерно наличие собственных проблем и противоречий, которые требуют особого внимания для их качественного решения и реализации поставленных целей и задач:
- Несмотря на довольно длительный срок существования, партнерство БРИКС не обладает определенным правовым статусом: отсутствует учредительный договор, как основа существования международной организации. Правовая основа функционирования БРИКС связана с совместными заявлениями, декларациями и планами действия, не создающими определенного юридического обязательства. Это подтверждает не только добровольность участия в группе, но и низкую организованность сообщества.
- Наличие математического сочетания экономических, политических, географических, военных потенциалов не способно обеспечить странам качественный синергетический эффект в реализации совместных целей. Ранее обоснованные финансовые перспективы, планируемые перед формированием БРИКС, в настоящее уже выглядят сомнительно. Для государств характерны несовместимые институциональные системы, экономическое и политическое устройство. Это становится причиной барьеров коммуникации и неполного доверия друг к другу, из-за чего объединение не имеет реального эффекта.
- Все страны отдают приоритет собственной экономике, но не общим для партнерства интересам. Например, Россия во внешней политике ключевым направлением признает участие в Евразийском экономическом союзе, в Бразилии – в субрегиональном торгово-экономическом союзе МЕРКОСУР. Это связано с региональной раздробленностью БРИКС, поскольку государства видят большие возможности в своих ближайших соседях.
- Почти все экономики стран-партнеров носят сырьевой характер, они ориентированы на экспорт природные ресурсов, отстают от развитых стран по уровню торговли товарами и услугами, а среди населения существует высокий уровень бедности. В совокупности не способствует повышению экономического уровня и независимости сообщества. Страны БРИКС реализуют собственную экономическую политику с оглядкой на США и Евросоюз.
Перспективы институционализации
Экономическая институционализация стран БРИКС должна способствовать:
- развитие международных экономических исследований участников БРИКС;
- исследовательская, консультационная и преподавательская работа в рамках института;
- разработка перспективных аспектов сотрудничества стран БРИКС между собой;
- осуществление обмена рабочими кадрами и студентами, обмена опытом в рамках взаимовыгодного партнерства и сотрудничества, культурного обмена.
Страны БРИКС всегда участвуют в эффективном решении таких глобальных проблем, как терроризм и международная преступность в различных проявлениях, деградация экологии и климатические изменения, обеспечение продовольственной и энергетической безопасности. Особая значимость партнёрства стран БРИКС возникает при глобальном финансово-экономическом кризисе, который требует согласованности действий стран-партнеров в контексте международного развития сообщества и преодоления потрясений на мировой финансовой арене, а также реформирования экономической архитектуры на глобальном уровне.
Страны БРИКС уже начали предпринимать конкретные шаги для предстоящей институционализации партнерства, расширять повестки дня при совместном обсуждении. В настоящее время пока рано планировать введение безвизовых режимов между данными странами, несмотря на предпосылки ввода таких режимов на двусторонней основе: России с Бразилией, а также Россией с Китаем. Преждевременным является утверждении о необходимости создания (принятия) общей валюты для расчетов на территории стран БРИКС. Во многом, такие меры можно назвать кардинальными как для населения государств, так и для их экономики.
Помимо этого, организация военно-политического альянса БРИКС может усилить напряженность в мире и даже стать причиной открытых столкновений или холодной войны, поскольку данный альянс станет значимым противовесом мировой структуре НАТО.
Перспективным направлением институционализации партнерства остается зона свободной торговли, создание которой будет стимулировать обмен товарами и ресурсами.