Причины и история создания АСЕАН
АСЕАН – это сокращенное название Ассоциации государств Юго-Восточной Азии.
АСЕАН представляет собой политическую, экономическую и культурную региональную межправительственную организацию, состоящую из десяти стран Юго-Восточной Азии. Официально она была создана в 1967 году в составе 5 государств. Изначально членами АСЕАН выступали Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины. В последующие годы к Ассоциации присоединились другие государства Юго-Восточной Азии. Текущий состав участников в общем виде представлен на рисунке 1.
Рисунок 1. Страны-члены АСЕН. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Итого, в настоящее время в состав АСЕН входят 10 стран. Еще два государства (Восточный Тимор и Папуа – Новая Гвинея) имеют статус наблюдателей.
Создание в середине 1960-х годов такой структуры, как АСЕАН, было обусловлено необходимостью военно-политической стабилизации в Юго-Восточной Азии. В последующие годы, к середине 1970-х годов политический фактор обеспечил интеграционное взаимодействие стран в экономической сфере.
Государства, входящие в АСЕАН, располагаются на перекрестке, соединяющем Тихоокеанский бассейн, Ближний Восток, Африку и Европу, и занимают стратегическое положение на пути из Индийского океана в Тихий океан. Их отличает богатство природных ресурсов. В общей сложности на их долю приходится порядка 81% мирового производства каучука, 53% кокосового масла, 62% олова, 60% медной руды, 38% пальмового масла. Кроме того, в регионе сосредоточены довольно большие запасы нефти и природного газа.
АСЕАН сегодня играет довольно весомую роль в мире. Роль эта определяется следующими факторами. Во-первых, АСЕАН в отличие от многих других группировок Азиатско-Тихоокеанского региона обладает разветвленной организационной структурой, пусть и децентрализованного типа. Во-вторых, АСЕАН объединяет азиатские страны. В-третьих, политические достижения Ассоциации создают благоприятный имидж АСЕАН в мире.
Цели и задачи деятельности АСЕАН
Согласно Бангкокской декларации 1967 года АСЕН была призвана сформировать рамочный механизм регионального сотрудничества для реализации трех основополагающих целей. Этими целями были провозглашены:
- стимулирование экономического развития, социального прогресса и культурного развития региона на основе совместных действий;
- сотрудничество и взаимопомощь стран-участниц в экономической, научной, культурной, административной, социальной и иных областях;
- упрочнение мира и стабильности в Юго-Восточной Азии.
Помимо этого в Декларации были отражены иные цели деятельности АСЕАН, непосредственно связанные с расширением взаимной торговли и повышением жизненного уровня граждан стран-участниц, а также установлением прочного взаимовыгодного сотрудничества с другими международными и региональными организациями.
Достижение этих целей обеспечивалось посредством последовательного решения широкого спектра задач, непосредственно связанных с созданием таможенного союза в рамках соглашений о преференциальной торговле, совместных товарных ассоциаций и промышленных объектов стран-производителей тех или иных видов товаров.
Этапы интеграционного процесса
За прошедшие годы в деятельности АСЕАН произошли количественные и качественные изменения. Развитие экономической интеграции было обусловлено ростом численного состава Ассоциации с 5 до 10 стран-участниц. Это, в свою очередь, укрепило и повысило экономический потенциал группировки.
Вплоть до начала 1990-х годов качественная эволюция затрагивала преимущественно военно-политическую сферу и способствовала стабилизации обстановки в Юго-Восточной Азии. В виду объективных и субъективных причин в экономической сфере происходило ограниченное развитие взаимного сотрудничества стран-участниц. В условиях низкой степени взаимосвязанности и взаимодополняемости стран-участниц Ассоциации, а также низких уровней их экономического развития речи о реально экономической интеграции попросту быть не могло. В последующие годы качественные изменения в АСЕАН были связаны с созданием в 2000 году зоны свободной торговли для семи государств-участников.
Вопросами разработки концепции интеграции в рамках АСЕАН начали заниматься в 1970-х годы, когда по просьбе государств-участников рядом органов ООН были разработаны и выдвинуты рекомендации по стимулированию взаимного экономического сотрудничества. Именно они впоследствии были положены в основу интеграционного процесса в АСЕАН. Странами-участницам АСЕН были выдвинуты следующие рекомендации:
- проведение выборочной либерализации торговли товарами;
- строительство совместных промышленных объектов;
- либерализация правового режима допуска иностранных прямых инвестиций в целях содействия их притоку в экономику стран-участниц.
Фактически планы либерализации взаимной торговли начали выполняться лишь со второй половины 1970-х годов. Качественно новым этапом в развитии интеграционных процессов АСАЕН стало принятие в 1976 году на Балийском саммите Декларации согласия и программы действий, в рамках которой было определено 4 аспекта экономического взаимодействия:
- торговое сотрудничество;
- производственное сотрудничество;
- обеспечение преференциального доступа на региональных рынок основных экспортных товаров;
- разработка общей платформы стран-участниц по проблемам экономики, которые представляют взаимный интерес.
Началом экономической интеграции послужило развитие производственного сотрудничества. В первой половине 1970-х годов была принята программа строительства совместных объектов и схема разделения труда. В основе последней лежала концепция коллективного самообеспечения. В 1977 году было принято решение о формировании зоны преференциальной торговли. Развитию сотрудничества в промышленной кооперации способствовала организация в 1981 году Финансовой корпорации АСЕАН, которая по сути своей стала играть роль инвестиционного банка.
Несмотря на то, что к началу XXI века странам АСЕАН не удалось всецело реализовать намеченные планы экономической интеграции, они все же смогли добиться значительных успехов в экономическом развитии, что вывело их на качественно новый виток участия в международных экономических отношениях.