АСЕАН
АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии) – это межправительственная организация, которая объединяет 10 стран Юго-Восточной Азии.
Создание организации произошло в конце 60-х годов в результате подписания «Декларации АСЕАН». Работа организации осуществляется через проведение саммитов лидеров стран-участниц. Эти мероприятия происходят дважды в год. Помимо лидеров государств организуются встречи министров торговли, экономики, финансов и сельского хозяйства.
Каждый саммит длится 3 дня. По завершению саммита подводятся итоги, заключаются договоры, соглашения. Большинство решений принимается на уровне официальной власти, обычно министров иностранных дел.
Среди целей АСЕАН выделяют:
- Обеспечение стабильности и мира в регионе.
- Следование основным принципам ООН, закрепленным в Уставе Организации.
- Создание условий для взаимовыгодного сотрудничества при достижении общих целей.
Подобный подход позволяет обеспечить рост экономических показателей, создать условия для сближения социальных и культурных сфер стран-участниц.
АСЕАН выросла из Ассоциации государств Юго-Восточной Азии. Изначально в ее состав входило всего 3 страны, но со временем стало понятно, что включение новых участников в объединение может принести положительные результаты для всей организации.
Прогнозируемыми позитивными изменениями считались строительство государственности, экономическое развитие, защита интересов региона от противоборствующих капиталистических и социалистических стран. То есть это было решение о создании организации, которая обеспечила бы самобытное развитие стран-участниц.
Долгое время новые члены в организацию не принимались. Только в начале 90-х годов в АСЕАН стали принимать новые страны. Был создан Экономический совет, который привлек к участию в Ассоциации крупные державы региона, среди которых были Южная Корея, Япония и Китай.
АСЕАН как координатор заседаний АСЕАН+3: вопросы стратегии
Создание АСЕАН привело к формированию зоны свободной торговли, внутри которой потребовалось разработать внешний льготный тарифный план. Такой подход должен был обеспечить свободное движение товаров в рамках работы АСЕАН.
На момент подписания соглашения АСЕАН уже состояла из шести членов (Вьетнам вступил в нее в 1995 г., Лаос и Мьянма в 1997 г. и Камбоджа в 1999 году). Организация может заключать соглашения о свободной торговле и со странами, не являющимися ее членами. Такая оговорка в соглашении привела к тому, что отношения свободной торговли были установлены с Китаем, Республикой Корея, Японией, Австралией, Новой Зеландией и Индией.
С 2010 года зона свободной торговли распространилась на отношения с Китаем. АСЕАН вела переговоры об установлении свободных торговых отношений с ЕС. Диалог о взаимовыгодном сотрудничестве между Японией начался в 1973 г. В марте 1977 г. был созван первый форум АСЕАН – Япония. С тех пор сотрудничество между двумя регионами укреплялось, стали заключаться договоры и соглашения, охватывающие экономические, политические, социальные и культурные области.
Начиная с 1 декабря 2008 г. Япония отменила таможенные тарифы на 93 % товаров, импортируемых из стран АСЕАН. В свою очередь, шесть стран АСЕАН отменили таможенные пошлины на 90 % импортируемых из Японии товаров. Взаимодействие с Японией обеспечило стабильность и безопасность в регионе, так как Япония является близким партнером США.
Решение выстраивать сотрудничество с Южной Кореей было принято в ноябре 1989 года. Статус партнера АСЕАН эта страна получила в 1991 году. Вплоть до 2004 года взаимодействие между АСЕАН и Южной Кореей расширялось.
АСЕАН как координатор заседаний АСЕАН+3: проблемы
«АСЕАН+3» действует, начиная с 1997 года. По сути, это взаимодействие между АСЕАН и ее тремя ведущими торговыми и политическими партнерами – Китаем, Японией и Республикой Корея.
Вопрос об энергетическом партнерстве наиболее важен для стран АСЕАН+3. Несмотря на то, что эти государства не являются лидерами по показателю годового потребления энергоресурсов, проблема топливной стабильности для них остается актуальной. На каждом саммите стран АСЕАН+3 особое внимание уделяется содействию поддержанию энергетической стабильности, а также безопасного и устойчивого развития партнерства в сфере энергетики. На одном из саммитов АСЕАН+3 было подписано соглашение по расширению сотрудничества в энергетической сфере. Такое решение должно уменьшить потребность в энергоресурсах, и а также зависимость от импортируемой нефти.
Проблемы сохранения экологии и природных ресурсов рассматриваются АСЕАН+3. Данные вопросы включены в стратегию взаимодействия стран друг с другом. Стратегия решения проблемы устойчивого развития реализуется через работу в следующих направлениях:
- предотвращение изменений климата,
- управление водными ресурсами,
- развитие экологически безопасных технологий,
- развитие экологически чистого производства.
Сотрудничество АСЕАН+3 усиливает влияние Азиатского региона в мире, способствует росту товарооборота между странами в несколько раз. Приоритетным направлением продолжает оставаться образование зоны свободной торговли. Проблема заключается в том, что участницы Ассоциации имеют разный уровень экономического развития и исторический контекст взаимодействия друг с другом.
Преодоление данных разногласий позволит повысить интенсивность товарооборота. Уже сейчас сотрудничество стран дает положительные результаты. В свою очередь, взаимодействие этих государств усиливается с каждым годом, что ведет к укреплению дружеских отношений между ними