Управление качеством
Применение методов управления качеством - основной способ при производстве конкурентоспособной продукции. Мировой практикой управления качества были выработаны методы и приемы, действенность которых невозможно подвергнуть сомнению. Невозможно обеспечить стабильное качество товара, если в процессе его производства нет стабильности в качестве исходной продукции.
По этой причине появилась тенденция к всё более тесному воздействию производителей изделий с поставщиками сырья, материалов, комплектующих изделий. В разной форме это имеет место в развитых и развивающихся странах. В соответствии с мировым стандартом, элементом системы обеспечения качества является процедура выбора поставщика.
Научный подход
Новое направление прикладной науки, которая была связана с эволюцией философии и практики управления качеством, начинает формироваться в начале 20 века.
Многие ученые предпринимали попытки систематизации работ по управлению качеством. Наиболее удачным считается подход А.В. Гличева, которым выделялось 4 этапа эволюции управления качеством:
- Этап индивидуальной формы организации работы по качеству, характерный для ремесленного производства, когда масштабы производственной деятельности не предполагали широкого разделения труда. Работники сами решали все вопросы по созданию, изготовлению и реализации товара, при этом неся всю массу ответственности за качество. Работники могли взаимодействовать с покупателями.
- Этап цеховой формы, исторически связанный с переходом у мануфактуре. При организации этой формы появляется разделение функций и ответственности в процессе управления качеством товара. Мастера организовывали производство, устанавливали последовательность и содержание процесса производства. Работники же выполняли указания мастеров, выполняющих функции надзора и контроля. Мастера несли общую ответственность, а рабочие отвечали за качество исполнения закрепленных за ними операций.
- Индустриальный этап, связанный с возрастанием масштабов производства, его расширением, концентрацией и специализацией. Для данного этапа присуще увеличение роли и значения таких этапов производственного процесса, как проектирования, испытаний, технологической подготовки производства новой продукции. Не смотря на это, данные направления деятельности предприятия еще невозможно рассматривать в качестве звеньев единой цепи общей системы управления качеством. На этом же этапе происходит формирование более тесного и четкого взаимодействия всех факторов, которые влияют на качество продукции, как внутри организации, так и во внешней среде (усиление контактов с поставщиками сырья, материалов и комплектующей продукции).
- Этап системной организации работы по качеству, с переходом к которому деятельность, направляемая на совершенствование качества, объективно преобразовалась в одну из функций организации и управления производства. Это дало возможность объединить работы в сфере качества со всеми другими направлениями деятельности предприятия, при этом появилась возможность координировать действия всех факторов, оказывающих воздействие на качество. Этот этап можно характеризовать, как этап формирования систем качества в России и в других странах.
Эволюция форм и методов организации работ в сфере управления качеством была связана с изменением научных подходов к их управлению.
Эволюция ключевых научных подходов к управлению качеством была также обусловлена расширением степени охвата этапов жизненного цикла товара.