Определение понятия «корпоративная социальная ответственность компании»
Согласно классическому определению Еврокомиссии, под корпоративной социальной ответственностью (сокращенно – КСО) компании следует понимать концепцию, которая отражает добровольное решение представителей бизнеса (предприятий, организаций, малых фирм и транснациональных корпораций) о принятии участия в социальном развитии своих сотрудников, содействии улучшению общества и реализации мер, направленных на защиту окружающей среды. Иначе корпоративную социальную ответственность компаний называют социальной ответственность бизнеса.
Несмотря на повышенный интерес к данной теме, в настоящее время единого подхода к определению понятие «КСО» в научной литературе не существует. Рассмотрим лишь некоторые современные подходы к ее трактовке.
Корпоративную социальную ответственность бизнеса следует представлять в виде совокупности обязательств, в добровольном порядке принимаемых на себя компаниями в части вопросов, касающихся защиты общественных интересов и его дальнейшего развития.
Под КСО также следует понимать концепцию, в соответствии с которой корпоративные структуры, кроме соблюдения норм и законности и обеспечения качества производимых продуктов/услуг, принимают на себя дополнительные обязательства перед персоналом, обществом и окружающей средой. В ее основе лежит нацеленность бизнеса на обеспечение устойчивости своего развития.
Наконец, КСО может быть определена в качестве комплекса направлений корпоративной политики и действий, связанных с ключевыми группами заинтересованных сторон и их ценностями. Сама по себе она предполагает не только соблюдения норм законности, но и учет интересов людей, сообществ и окружающей среды.
Таким образом, одни специалисты рассматривают социальную ответственность корпораций, прежде всего, с этической точки зрения, а другие – с позиции юридической ответственности.
Российский и зарубежный подходы к определению сущности корпоративной социальной ответственности
С точки зрения зарубежных авторов КСО представляет собой добровольное обязательство бизнеса по поддержанию устойчивого экономического развития через работу с сотрудниками, их семьями, местными сообществами и обществом в целом ради улучшения качества жизни посредством реализации действий, полезных как для бизнеса, так и общества в целом.
В России наиболее ярким отражением понимания сущности корпоративной социальной ответственности считается определение, выдвинутое Ассоциацией менеджеров России. Согласно данному подходу под КСО следует понимать добровольный вклад компаний в общественное, экономическое, социальное и экологическое развитие внешней среды, который с одной стороны непосредственно связан с основной деятельностью бизнес-организаций, а с другой превышает определенный законом минимум.
Так или иначе, как зарубежные, так и российские авторы, сходятся во мнении о том, какими способами компании могут проявлять свою социальную ответственность (рисунок 1).
Рисунок 1. Виды социально ответственных альтернатив. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Все вместе представленные выше виды социально ответственных альтернатив формируют возможности реализации концепции КСО. Использование их отдельных элементов предопределяет уровень организации социальной ответственности корпоративных структур.
Уровни корпоративной социальной ответственности компании
В настоящее время можно выделить два базовых подхода к иерархическому построению корпоративной социальной ответственности компании:
- пирамида А. Керролла (четыре уровня);
- трехуровневая система, характерная для российской практики.
Рассмотрим их более подробно.
Согласно Арчи Керроллу, КСО имеет пирамидальную структуру и состоит из четырех уровней организации, в общем виде представленных на рисунке 2.
Рисунок 2. Пирамида А. Кэрролла. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Фундаментом пирамиды считается ответственность экономическая. В ее основе лежит реализация базовых товар производящих функций компании, которые позволяют бизнесу обеспечивать удовлетворения рыночных потребностей и извлекать прибыль.
Вторым уровнем КСО считается ответственность юридического толка. Она предполагает не только соблюдение действующих норм и требований, определённых на законодательном уровне, но и обеспечение соответствия компании и ее деятельности общественным ожиданиям, которые также зафиксированы в правовых государственных нормах.
Далее следует этическая ответственность, которая требует от бизнеса соответствия общественным ожиданиям, которые хоть и не закреплены в нормах права, но определяются на существующих общепринятых моральных нормах.
Вершиной КСО считается филантропическая ответственность. Считается, что именно она побуждает бизнес к реализации действий, направленных на поддержку и повышение общественного благосостояния посредством добровольного участия в реализации социальных программ.
Существуют и иные градации КСО. Так, например, в российской практике ее рассматривают в разрезе трех основных уровней:
- базовый уровень;
- продвинутый уровень;
- высший уровень.
Каждый из них соотносится с определенными субъектами, а также определяется добровольной и обязательственной составляющими.
Первый, формообразующий уровень КСО сопряжен с добросовестным выполнением бизнесом минимально необходимых, чаще всего предусмотренных на законодательном уровне, требований и предписаний, а также своих прямых обязательств (например, изготовление качественной и безопасной продукции, соответствующей установленным нормам).
Второй уровень КСО в большей степени ориентирован на формирование и развитие человеческого капитала и партнёрских внутриорганизационных отношений. Ее субъектом выступают сами сотрудники организации.
Наконец, третий (высший) уровень КСО носит преимущественно внешне ориентированный характер. Ее субъектами выступает внешнее окружение – местное сообщество и среда обитания.