Техническая система - это материальный объект искусственного происхождения, который предназначен для удовлетворения определенной потребности и существует в виде определенного устройства, изделия производства или процесса взаимодействия.
Основы управления качеством в технических системах
Современные промышленные предприятия в большинстве своем рассматриваются в качестве технических систем. Речь идет про искусственно созданную систему, которая призвана удовлетворить определенную потребность. В данном случае потребность заключается в изготовлении определенной продукции. С этой целью промышленные предприятия включают в себя взаимосвязанные и отдельные машины, аппараты, приборы, сооружения, ручные орудия, их элементы в виде узлов, блоков, агрегатов и др.
Если анализировать организацию производств современных промышленных предприятий, то будет установлено, что в качестве своей основной цели они провозглашают выпуск конкурентоспособной продукции на внутренний и внешний рынок. А как один из способов достижения данной цели они осуществляют активное внедрение систем менеджмента качества.
Система менеджмента качества представляет собой часть системы управления организацией, элементы которой в рамках скоординированной деятельности направлены на достижение целей и решение задач в области качества. В этой системе устанавливают цели, определяют процессы и ресурсы, формулируют желаемые результаты в области качества. Кроме того, система менеджмента качества позволяет высшему руководству организации произвести оптимизацию использования ресурсов с учетом потенциальных долгосрочных и краткосрочных последствий принимаемых решений.
Управление качеством в такой технической системе, как промышленное предприятие потребовало перестройку организационной структуры. В частности, стали учреждаться специальные подразделения для координации работ по руководству и управлению предприятием применительно к качеству – отделы качества.
Особенности современного управления качеством
Управление качеством в технических системах обычно осуществляется путем воплощения в жизнь положений, которые изложены в серии международных стандартов ИСО 9000. Она включает в себя 4 стандарта, в которых прописаны общепринятые требования к системам менеджмента качества различных предприятий.
Соответствие указанным требованиям и рекомендациям подтверждается аудиторскими организациями и органами по сертификации. В случае положительного итога оценочной процедуры организации выдают сертификат, который подтверждает качество его продукции, процессов производства и управления. Подобное подтверждение является весомым конкурентным преимуществом для предприятий, которые завоевывают дополнительное доверие у своих партнеров и клиентов.
Особенно важно это для промышленных предприятий, которые в результате технологических процессов изготавливают технически сложную продукцию, что требует значительных капиталовложений. В случае неудачи размер потерей будет значительным.
Управление качеством в технических системах сейчас не может быть эффективным после изготовления продукции, т. е. управлять качеством нужно в процессе производства продукции. Более того, большой значимостью обладает деятельность по обеспечению качества, которая предшествует процессу производства.
Содержание управления качеством в технических системах
Как уже было сказано ранее, управлением качеством в технических системах занимаются специализированные структурные подразделения организации или уполномоченные должностные лица. Их работа в основном связана с выполнением следующих действий:
- организовать и проводить внутренние аудиты;
- разрабатывать, внедрять и совершенствовать системы менеджмента качества;
- оформлять соответствующую документацию по созданию системы обеспечения качества и контролю ее эффективности;
- реализовывать статистическое управление технологическими процессами;
- использовать инструменты контроля и управления качеством;
- осуществлять превентивные и корректирующие меры, направленные на повышение качества.
Для того чтобы управлять качеством в технических системах, нужно знать основные законы естественных дисциплин производственной сферы. В частности, речь идет про методы моделирования, теоретического и экспериментального исследования. Это в итоге позволит правильно выбрать методы и средства технического контроля качества производимой продукции, работ, услуг.
Лицо, уполномоченное на управление качеством в технических системах, осуществляет поиск и анализ нормативных и методических документов, которые регламентируют вопросы качества продукции. Кроме того, оно занимается оформлением производственно-технической документации в соответствии с действующими требованиями.
Важным аспектом управления качеством является контроль точности оборудования. В связи с этим менеджеру нужно знать этапы его планирования и проведения.
В предметное поле управления качеством в технических системах также входят планирование, организация, контроль, стимулирование и оценка производственной деятельности сотрудников, анализ организационно-управленческого и экономического состояния хозяйствующего субъекта.
Таким образом, управление качеством в технических системах является комплексной, многоаспектной деятельностью, которая обязана такой своей характеристикой параметрам объекта управления. Технические системы состоят из множества элементов, управление ими требует большого количества специальных знаний и навыков работы с ними. При этом цена ошибочного управления качеством в технических системах достаточно велика.