Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Стили принятия управленческих решений

Классификация стилей принятия решений

Определение 1

Стиль принятия решения – это способ организации процесса принятия решения, а также совокупность используемых при этом практик управления, приемов и принципов.

На выбор стиля руководителем влияют внешние обстоятельства, в частности, конкретная ситуация, корпоративная культура и национальные традиции, а также индивидуальные качества принимающего решения лица.

Лица, принимающие решения, могут выбирать стиль как неосознанно, так и сознательно.

Исследователи по-разному оценивают степень влияния факторов на стиль принятия решений:

  • одни утверждают, что ключевую роль играет личность менеджера, применяемый им стиль управления в целом,
  • другие считают, что в схожих ситуациях разные менеджеры используют похожие стили принятия решений, поэтому более корректно рассматривать ситуации («автократическая ситуация», «ситуация участия»), а не личности руководителей (автократические или демократические).
Статья: Стили принятия управленческих решений
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

В целом стили принятия решений обычно классифицируют по трем признакам:

  • по соотношению усилий на стадии разработки альтернатив и их выбора;
  • по степени участия подчиненных в процессе принятия решений;
  • по уровням организации управленческих решений.

Классификация стилей принятия решений по соотношению усилий на стадии разработки альтернатив и их выбора

По соотношению усилий на стадии разработки альтернатив и их выбора выделяют следующие стили принятия решений:

  • инертный, который характеризуется медленным и неуверенным протеканием поиска альтернатив. Возникающие идеи обычно неинновационны и вторичны, а расходы (материальные и временные) на их критику или обоснование (сомнения, проверки и перепроверки, уточнения) превышают затраты собственно на поиск вариантов,
  • осторожный стиль – это смягченная версия инертного стиля. Баланс затрат на выдвижение вариантов и их рассмотрение также смещается в пользу контроля и оценки, но не столь резко. В этом стиле лицо, принимающее решения, проявляет большую творческую активность, процесс генерации новых идей более продуктивен,
  • уравновешенный стиль отличается приблизительно равным делением затрат на стадии генерации идей и их последующей обработки. Такой стиль позволяет выработать достаточно много интересных вариантов, которые в дальнейшем подвергаются адекватному анализу. Ученые признают, что при использовании этого стиля обычно удается выработать самые обоснованные и удачные решения,
  • рискованный стиль – когда принимающее решения лицо проявляет активность преимущественно при выдвижении альтернатив. Критической оценке уделяется меньше внимания. Руководитель акцентируется на потенциальных выгодах, упуская изучение возможного ущерба. Этот стиль позволяет найти весьма результативные, но не очень надежные решения,
  • импульсивный стиль отличается преобладанием стадии генерации альтернатив. Последующие стадии принятия решения практически упускаются из вида. Лицо, принимающее решения на основе импульсивного стиля, легко придумывает новые варианты решения, но не оценивает их (или оценивает крайне поверхностно). Такие руководители выносят оценки резко и категорично, приходят к выводам, имеющим сомнительную обоснованность. Реализация принятых ими решений часто приводит к негативным последствиям необратимого характера.
«Стили принятия управленческих решений» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Классификация стилей принятия решений по участию подчиненных

Классификация стилей принятия решений по участию подчиненных базируется на теориях лидерства, в которых выделяются разные стили руководства.

Определение 2

Под стилем руководства понимают привычную для руководителя манеру воздействия на подчиненных для побуждения их к достижению организационных целей.

В соответствии с указанной теорией, выделяют три стиля принятия решений:

  • авторитарный стиль, которые применяют сосредоточившие в своих руках всю полноту власти руководители. Все решения единолично и централизованно принимает сам руководитель. Он же берет на себя ответственность за последствия принятых решений. Подчиненные просто исполняют волю руководителя,
  • демократический стиль, которых предполагает восприятие сотрудников как творческих личностей, имеющих заинтересованность в достижении организацией успеха. Руководитель делегирует подчиненным полномочия в процессе принятия решения, доверяет им, по возможности не вмешивается в ход реализации решения. Ответственность возлагается на подчиненных пропорционально правам, которые были им делегированы,
  • партисипативный стиль, который базируется на активном участии сотрудников в процессе принятия управленческого решения. При использовании этого стиля активно ведется обмен информацией, достигается согласие между менеджерами разного уровня и рядовыми сотрудниками, на которых оно повлияет. В этом стиле решение принимается не индивидуально, а коллективно.

В современных исследованиях используют деление трех базовых стилей на множество подстилей.

Классификация стилей принятия решений по уровням организации

Между тем, как организована структура предприятия, распределена в нем власть, какими индивидуальными качествами обладают руководители и способами организации процессов принятия решения существует связь. В рамках структурно-уровневой концепции выделяют следующие уровни принятия решений:

  • автократический,
  • автономный,
  • локально-коллегиальный,
  • интегративно-коллегиальный,
  • метаколлегиальный.

Им соответствуют стили принятия решений:

  • диктаторский – характерен для авторитарных руководителей,
  • реализаторский – характерен для руководителей, считающих, что сделают все лучше других (даже когда коллективные усилия более эффективны),
  • организаторский – характеризуется изменением ролевой модели, руководитель берет на себя организацию коллективного принятия решения,
  • координаторский – характерен для руководителей, стремящихся переложить решение из-за недостаточной власти,
  • маргинальный – характерен для руководителей, ориентированных на «команду свыше».
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата написания статьи: 17.08.2019
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot