История менеджмента
История менеджмента - это эволюция менеджмента как науки и инструмента управления организациями.
История развития менеджмента в современном мире может показаться не очень актуальной темой, однако, отсутствие такой информации может привести к появлению серьезных пробелов при решении определенных ситуаций в бизнесе.
Абсолютно любая наука основывается на историческом прошлом. История позволяет избежать повторения ошибок, которые встречаются на ранних этапах.
История менеджмента позволяет:
- ответить на вопросы управления в бизнесе,
- использовать техники управления,
- развиваться небольшим инициативным группам
Этапы развития менеджмента
На текущий момент история менеджмента выделяет 9 этапов. На основании данных этапов можно сформировать представление о развитии менеджмента как науки.
Первый этап связан с ученым Ф. Тейлором, а конкретнее с его работой «Принципы научного управления». В данной книге он первым затронул темы управления и принципы построения данной системы.
Второй этап развития менеджмента появился совместно с классической школой управления, родоначальником которой стал ученый А. Файоль. Он первый, кто изменил теорию менеджмента.
Третий этап носит название «неоклассический». В данный период начинается развиваться школа «человеческих отношений». Э. Мейо предложил апробировать социологическую концепцию групповых решений, что привело к изучению человеческих отношений в развитии управленческих решений.
Четвертый этап получил свое развитие в период с 1940-1960 гг. Эволюция человеческой мысли побудила к развитию теории менеджмента. В данный период преобладают психологические и социологические науки, которые внесли свой вклад в развитие социального подхода в управлении.
Пятый этап начался в 1970-1980 гг., когда произошло становление количественных методов принятия управленческих решений. Данный процесс развивается и используется до сих пор в современном экономическом мире.
Шестой этап развития менеджмента формировался параллельно с пятым. На данном этапе ученые-управленцы вырабатывали новые подходы, в основе которых лежит открытая система, которая приспосабливается к внутренней среде.
Седьмой этап развития менеджмента, начавшийся в 80-х гг. XX века, ознаменовал появление новых подходов в управлении. Одним из самых известных подходов этого времени, была «организационная структура», которая использовалась в Японии,
Восьмой этап управления зародился в середине 1990-х. Данный этап сформировал три основы повышения эффективности:
- акцент на материально-технической базе производства,
- внимание к организационной культуре и любым формам демократизации управления,
- развитие конкурентной борьбы.
Девятый этап развития происходит в текущий момент. Движения современного менеджмента напрямую связаны с условиями рынка и ориентированы на выявлении потребностей современного рынка. Основа современного менеджмента лежит в удовлетворении конкретных потребителей и на организации производства видов продукции, которая пользуется спросом и способна приносить прибыль компании.
Современный менеджмент
Современный менеджмент должен стремиться к повышению эффективности бизнеса, обеспечивать свободу выбора и свободу принятия решения. Должен помогать формировать цель и постоянно ее корректировать в зависимости от динамики развития компании. Ориентация менеджмента организации в-первую очередь предполагает достижение запланированного результата. Для этого компании необходимо использовать современную информационную базу при принятии управленческих решений.
Основной функцией менеджмента в наши дни остается изменение функций планирования от текущего к перспективному, и проведение детального экономического анализа. Руководителям современной организации необходимо рисковать и уметь управлять рисками.
Трансформация менеджмента в компании необходима, в частности стоит уделить внимание развитию управленческих функций, если организация хочет добиться определенных успехов на современном рынке.
Современные экономисты выделяют несколько моделей менеджмента: Американская, Японская, Европейская. Однако, на современном этапе развития стоит выделить еще одну модель – Российскую модель менеджмента. Данная модель самая молодая, но не менее перспективная.
Без изучения моделей, этапов и принципов менеджмента невозможно подготовить современных менеджеров-профессионалов. Менеджмент развивался достаточно долго и трансформировался под современные реалии, прежде, чем превратился в современную науку.
Значительное влияние на формирование менеджмента оказали школы управления. Выделяют школу научного управления, классическую административную школу, школу науки управления, а также школы Ф. Тейлора, Э. Мэйо и т.д. Они внесли свой вклад в развитие определенных принципов современного менеджмента.
Постепенное развитие менеджмента усилило значимость менеджера. Увеличилось количество задач и качество, которые он должен решать. С понятием современного менеджера стали ассоциироваться такие понятия, как ответственность, организованность, инициативность.
Рыночная экономика требует адекватного управления, поэтому каждая компания, которая хочет конкурировать в современной экономической среде, должна разработать адекватную систему управления. Система управления совместно с обществом с каждым годом претерпевает радикальные преобразования. Поэтому в условиях перехода к рыночным отношениям важным критерием успеха становится совершенствования теории и практики управления.